Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши.
(Лк., 106 зач., XXI, 12-19.)
***
Кто намеревается соделаться подобным Христу, тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо переносить встречающиеся скорби: телесные болезни или обиды, укоризны от людей или козни от невидимых врагов (30, 449). Муж долготерпеливый изобилует разумом, равно как и преклоняющий слух свой к словам премудрости (51, 11). Если хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушение, то да будет для нас вожделенною и всегда пред очами нашими преднаписуемою смерть за Христа (30, 453). Когда претерпишь какое-либо бесчестие от людей, разумей, что это послано от Бога к славе твоей, когда Он придет, – будешь верен и избежишь осуждения (51, 34). Ты не должен ожидать своего терпения от добродетели других, т.е. что будто ты приобретешь его только тогда, когда никто не будет огорчать тебя (что, впрочем, не в твоей власти), но лучше приобретай его своим смирением и великодушием, кои в твоей власти (авва Пинуфий, 50, 48). Цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться (50, 112). Терпение, с коим подъемлются находящие искушения, состоит не столько в нашей крепости, сколько в милосердии и утешении Божием (50, 220). Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом, не прибегает к оскорблениям, не легко трогается пустыми речами. Долготерпеливый, если обижен, не огорчается; сопротивляющимся не противится, во всяком деле тверд. Долготерпеливый всегда в радости, в веселии и в восхищении, потому что надеется на Господа. Терпеливый не скоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким делом; людям, ничем недовольным, во всем угождает. Терпеливый, когда приказывают ему, – не противоречит, когда делают выговор, – не хмурит лица; во всяком случае находит для себя врачевство в долготерпении (22, 10). Терпение, при надлежащей степени развития, делает своих питомцев испытанными и решительно непобедимыми (34, 707). Христос не сказал только: перенеси обиду благодушно и с кротостью, но иди дальше в любомудрии, будь готов терпеть больше, чем сколько хочется обидчику, великостью твоего терпения победи дерзкую наглость его, пусть он удивится необычайной кротости твоей и с тем отойдет прочь (34, 362). Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа – величайшая благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния. Это знают те, которые умеют искренно и пламенно любить Христа (35, 825). Ты хочешь получить блаженство там? Потерпи здесь ради Христа – ничто не может сравниться с этим блаженством (40, 148). Человек терпит зло и переносит его великодушно – это есть великое приобретение терпение зла заслуживает отпущения грехов, есть подвиг любомудрия, есть училище добродетели (40, 444). Терпение – это корень всех благ, мать благочестия, отпрыск веселия, плод неувядающий, башня непреоборимая, гавань, не тревожимая бурями (40, 941). Когда мы злостраждем (с терпением), диавол делается пленником и терпит зло, между тем как хочет сделать его нам (41, 686). Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от Него почести: это великая честь, это – слава, выше которой нет ничего. Если Христос, сделавшись для меня рабом и ни во что вменив славу, ничего не считал для Себя столь славным, как распинаться за меня, то чего не должен я претерпеть? (42, 66). Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог? (42, 86). Нужно переносить все с долготерпением, потому что это и значит веровать (43, 99). Ничто не может равняться с долготерпением. Такой человек никогда не оскорбляется; но как адамантовые тела не разбиваются, так и эти души – выше всех стрел (43, 188). Будем же приобретать долготерпение, от которого происходит в сохраняющих его великое благоразумие (43, 183). Тот, кто терпит что-нибудь несправедливо и мужественно переносит обиду, приобретает чрез это большое дерзновение пред Богом (43, 630). Весьма точно знаю, что переносить оскорбления и обиды и здесь доставляет нам доброе о нас мнение, и там принесет нам величайшую похвалу. И надо быть признательным тому, кто обижает и оскорбляет, и тем как бы побуждает к большему любомудрию, особенно когда, делая это часто, величается тем, что это дело самое великое (49, 389). Если ты приобрел жезл терпения, то адские псы скорее перестанут бесстыдствовать перед тобою (54, 229). Глубина долготерпения показывается в человеке, когда он пребывает в равном спокойствии и в присутствии, и в отсутствии злословящих (54, 244). Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средство отразить се, тот приял утешение от Бога по вере в Него (52, 292). Где является страх геенны, там терпение всяких трудов и скорбей (54, 258). Покажи врагу терпение свое и опытность свою в малом, чтобы не искал у тебя великого (52, 372). По мере смиренномудрия дается терпение в бедствиях твоих (52, 385). Верующий без ропота переносит всякое искушение, будучи уверен, что за такое терпение получит венец нетленный (57, 436).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
Память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского
Мысли на каждый день года. 7 февраля
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Единственный в России храм в честь преподобного Макария Египетского находится в Санкт-Петербурге
Великие мысли, кратко реченные: любодеяние