Годовой круг евангельских чтений. Вторник 29-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.98. (XIX, 45-48). О поведении в храме

logo

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Лк., 98 зач., XIX, 45-48.

***

Годовой круг евангельских чтений. Вторник 29-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.98. (XIX, 45-48). О поведении в храме


Кто приходит в храм с верою и усердием, тот выходит с бесчисленными сокровищами: как только священнодействующий откроет уста, тотчас исполняет присутствующих всяким благоуханием и духовным богатством, и, хотя бы постигли его бесчисленные бедствия, он все переносит легко, получив здесь от Божественного Писания достаточное побуждение к терпению и любомудрию (33, 564). Ходите в храме тихими шагами в совершенном молчании. Никто не входи сюда с житейскими заботами, ни с рассеянностью и смущением, но оставим все это за первыми дверями и таким образом войдем сюда. Мы входим в Царские чертоги небесные, вступаем в светлые области, внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн (37, 392). Пусть никто в храме не печется о делах домашних, напротив, пусть и в доме размышляет о предметах церковного учения (39, 20). Приходи в храм не с тем, чтобы укорять других, но чтобы затем обратить и торжище в церковь. Прииди, получи оружие, чтобы тебе с этим оружием (духовным) не получить смертельной раны (от невидимых врагов) (36, 561). (Бывает) один скажет в храме острое слово, и смех тотчас распространяется между сидящими; и к удивлению, даже во время самой молитвы многие не перестают смеяться: диавол всюду торжествует, всех связал, всеми обладает; Христос бесчестится и изгоняется; храм ставится ни во что (43, 141) Некоторые и в храме поступают, как на торжище: когда говорит Сам Бог, не только не слушают Его слов в молчании, а занимаются разговорами совсем о других предметах. И пусть бы вы занимались тем, что касается вас самих, нет — вы говорите то, до чего вам и дела нет. Вот о чем я плачу и не перестану плакать (38, 359). Если бы можно было видеть, о чем говорят за всяким священным собранием (в храме) мужи, жены, то ты увидел бы, что слова их гаже всякого навоза. Потому, умоляю, оставьте этот худой обычай, чтобы церковь могла благоухать миром. Мы наполняем ее ныне только чувственным фимиамом, о том, чтобы изгнать и истребить духовную нечистоту, не заботимся. Поистине, не столько бесчестим мы церковь, когда заносим в нее навоз, сколько оскверняем, когда разговариваем в ней друг с другом о барышах, о торговле, о том, что совсем неприлично нам, тогда как нужно было бы здесь присутствовать ликам Ангелов, церковь делать Небом и ничего другого не знать, кроме сердечных молитв, молчания и внимания (38, 874). В храме должны все умолкнуть, утихнуть и стоять с напряженною душою и слухом, потому что здесь будут читаться повеления не земного царя, а Владыки Ангелов. Если мы так себя расположим, то сама благодать Духа вернейшим образом укажет нам путь и мы придем к самому Царскому Престолу и получим все блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа (38, 16). В храме должно великое иметь внимание ко всему последованию службы, внимая Шестопсалмию, Псалтири и положенным чтениям из Отцов, причем не должно дозволять себе распускать члены тела своего и стоять бесчинно или прислоняться к стенам и колоннам; руки надобно иметь впереди благоговейно сложивши и ногами стоять на полу обеими ровно, голову держать неподвижно, не обращать ее туда и сюда, но поклонив долу; умом должно не рассеиваться, не любопытствовать, что делает тот или другой, и не подвигаться к нерадивцам, которые тайком говорят и шепчутся между собой, но хранить очи свои и душу свою от блуждания туда и сюда и, сколько можно, напряженно внимать одной молитве, чтению, поемым тропарям и читаемым словесам Божественного Писания, не пропуская без пользы ни одного слова и заботясь питать всем этим душу свою, чтоб, пришедши в сокрушение и смирение, восприяла она просвещение от Святого Духа (58, 209). Не позволяется сказать в храме даже слова близстоящему, хотя бы кто встретил давно не виданного друга, но делается это вне (священных стен) и весьма справедливо. Церковь не цирюльня, не лавка с благовониями, не мастерская, но место Ангелов, место Архангелов, Царство Божие, самое Небо. Если бы кто-нибудь отверз Небо и ввел туда тебя, то ты не осмелился бы разговаривать, хотя бы увидел отца, хотя бы брата, — так точно и здесь не должно говорить ни о чем другом, кроме предметов духовных, потому что и здесь Небо. Если не веришь, то посмотри на эту Трапезу, вспомни для кого и для чего она поставлена, подумай, Кто приходит сюда, и страшись даже прежде времени… страшного… и бодрствуй, и еще прежде, нежели увидишь поднятые завесы и предшествующий сонм Ангелов, возносись к самому небу (41, 373). Женщинам же, когда приходят в храм, надлежало бы удалять украшения, потому что церковь не для того создана, чтобы показывали в ней тленное богатство, а для того, чтобы показывали богатство духовное. А ты, как на зрелище приходишь сюда в украшениях и, подражая играющим на сцене женам, одеваешься с такою величавостью в смешной их сор. Тогда ты приходишь сюда во вред для многих (38, 881). Храм есть жилище, принадлежащее только Богу, здесь обитает любовь и мир, вера и целомудрие (41, 897).

Известно об авве Маркелле со слов ученика его, что, намереваясь идти к воскресным службам, авва тщательно приготовлял себя и выучивал часть Писания наизусть … Когда же стоял за службою, грудь его была омочена слезами “Ибо, — говорил он, — когда совершалась служба, видел я всю церковь как бы огненною, а когда служба оканчивалась, огонь удалялся” (Древний Патерик, 67, 404).

Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. // Издательство “Русь» — Москва, 2002.


БИБЛИОГРАФИЯ
Священное Писание.
1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1, изд.4. T.C.Л. 1900
2. Ч. 2, изд.4. Т.С.Л. 1900
3. Ч.З, изд.4. Т.С.Л. 1900
4. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1901
5. Ч. 5, изд.4. Т.С.Л. 1901
6. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
7. Ч. 7, изд.4. Т.С.Л. 1902
8. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М. 1843
9. Ч. 2. М., 1844
10. Ч. 3. М., 1844
11. Ч. 4. М., 1844
12. Ч. 5. М., 1847
13. Ч. 6. М., 1848
14. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 1, М., 1861
15. Ч. 2. М, 1861
16. Ч. 3. М., 1862
17. Ч. 4. М., 1862
18. Ч. 5. М., 1863
19. Ч. 6. М., 1864
20. Ч. 7. М., 1865
21. Ч. 8. М., 1871
22. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1, изд.З. М., 1881
23. Ч. 2, изд.З. М., 1881
24. Ч. 3, изд.5. Т.С.Л. 1912
25. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900
26. Ч. 5, изд.З. М., 1887
27. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
28. Ч. 7, изд.5. Сергиев Посад, 1913
29. Ч. 8, изд.5. Сергиев Посад, 1914
30. Преподобного отца нашего Макария Египетского. Духовные беседы, послания и слова. Изд.4. Т.С.Л. 1904
31. Преподобного и Богоносного отца нашего аввы Исаии,
отшельника Египетского. Духовно-нравственные слова. Изд.2. Сергиев По¬сад, 1911
32. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898
33. Т. 2, Ч. 1, изд.2. СПб. 1899 или Ч. 2, изд.1. СПб. 1896
34. Т. 3. С.П.Д.А., 1897
35. Т. 4. С.П.Д.А., 1896
36. Т. 5. С.П.Д.А., 1899
37. Т. 6. С.П.Д.А., 1900
38. Т. 7. С.П.Д.А., 1901
39. Т. 8. С.П.Д.А., 1902
40. Т. 9. С.П.Д.А., 1903
41. Т. 10. С.П.Д.А., 1904
42. Т. 11. С.П.Д.А., 1905
43. Т. 12. С.П.Д.А., 1906
44. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского, Ч. 1. М., 1858.
45. Ч. 2. М., 1858
46. Ч. 3. М., 1859
47. Творения святого Исидора Пелусиота (Письма) Ч. 1. М., 1859
48. Ч. 2. М., 1860
49. Ч. 3. М., 1860
50. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана, Римлянина. Изд.2. М., 1892
51. Преподобного Марка нравственно-подвижнические слова. Изд.2, Сергиев Посад, 1911
52. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника
и отшельника, бывшего епископа города Ниневии. Слова подвижнические. Изд.2. Сергиев Посад, 1893
53. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина. СПб., 1874
54. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Изд.7. Сергиев Посад, 1908
55. Преподобного отца нашего аввы Дорофея. Душеполезные послания и поучения. Изд. 10. Оптина, 1913
56. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917
57. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.1, изд.2. М., 1892
58. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.2. М., 1892
59. Невидимая брань Старца Никодима Святогорца. Изд.2. М., 1892
60. Свт. Григория Паламы. Гомилии. Монреаль, 1968
61.  Добротолюбие Т. 1, изд. 2. М., 1883, или изд. 3. М., 1895
62. Добротолюбие Т. 2, изд. 2. М., 1883
63. Добротолюбие Т. 3, изд. 2. М., 1888, или изд. 3. М., 1900
64. Добротолюбие Т. 4, изд. 2. М., 1889
65. Добротолюбие Т. 5, изд. 2. М., 1890, или изд. 3. 1900
66. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791
67. Древний Патерик (Скитский). М., 1874
68. Древний Патерик (Избранные сказания). М., 1914
69. Лавсаик. СПб., 1850
70. Луг духовный. Иоанн Мосх. Т.С.Л. 1915
71. Собеседования о жизни италийских отцов (Римский Патерик). Казань, 1858
72. Жизнь пустынных отцов. Т.С.Л. 1898
73. История Боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853
74. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М 1845
75. Пролог. М., 1877
76. Пролог в поучениях. Гурьев. М., 1912
77. Отечник, еп. Игнатий Брянчанинов. СПб., 1903
78. Палестинский Патерик. 1855-1916
79. Афонский Патерик. Ч. 1. СПб., 1867
80. Афонский Патерик. Ч. 2. СПб., 1867
81. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893
82. Соловецкий Патерик. М., 1895
83. Волыно-Почаевский Патерик. М., 1883
84. Патерик Троице-Сергиевой Лавры. М., 1892
85. Троицкий Патерик. М., 1896
86. Волоколамский Патерик (рукопись).
87. Цветник Пешношский. М., 1898
88. Московский Патерик. М., 1912
89. Тверской Патерик. Казань, 1907
90. Ярославский Патерик. Ярославль, 1912
91. Глинский Патерик.
92. Оптинский Патерик. Машинопись, 1970
93. Материкон. М., 1908
94. Маргарит. М., 1878
95. Цветник Духовный. Изд.4., М., 1897
96. Троицкие Листки.
97. Писания мужей апостольских. Изд.2. СПб., 1895
98. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1, изд. 2. Т.С.Л., 1902
99. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 2, изд.2. Т.С.Л., 1902
100. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 1. М., 1874
101. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 2. М., 1874
102. Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. Т. 1. СПб., 1905
103. Аскетические опыты. Т. 2, изд. 2. СПб., 1905
104. Аскетические опыты. Т. 3, изд. 2. СПб., 1905
105. Аскетические проповеди и письма к мирянам. Т. 4. СПб., 1905
106. Приношение современному монашеству. Т. 5. СПб., 1905.
107. Душеполезные беседы. Т. 16. 1862.
108. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Сост. Григорий Дьяченко. T.C.Л. 1992.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...