
Вечером 31 декабря 2015 года, после Новогоднего молебна, во время вечернего чаепития была проведена беседа об истории празднования нового года с проректором по учебной работе и преподавателем Николо-Угрешской духовной семинарии иереем Валерием (Духаниным).
Батюшка рассказал, что в древности во многих странах мира долгое время сохранялась традиция встречать Новый год 1 марта. Считалось, что, наступает весна, расцвет природы – это и есть начало нового года.
В России, с момента крещения Руси и далее на протяжении нескольких столетий, новый год также традиционно праздновался 1-го марта. И это новолетие, согласно преданию, связывалось с воспоминанием творения мира. Почему? Потому что когда мир был сотворен, то все расцветало, то есть Господь все создал в таком вот цветущем виде, как это мы видим весной. А так как весна наступает у нас 1-го марта, то, соответственно, 1-го марта и отмечался новый год.
Так было вплоть до XIV-го века, когда Новый год стал отмечаться совершенно в другой день. Московский церковный Собор постановил считать началом нового года 1-ое сентября. Первый день сентября остается у нас и сейчас церковным Новолетием.
1-ое сентября было как церковным, так и светским государственным гражданским началом нового года. И есть такое древнее предание, что когда был Всемирный потоп, и Ной вместе со своими детьми и животными спасся, то вышел он из ковчега именно 1-го сентября. Поэтому 1-ое сентября стало началом новой жизни возрождаемого человечества, и, таким образом, и началом нового года.
Так продолжалось до Петра I. Как известно, Петр I стал больше внимания обращать на западные страны, особенно его привлекали голландские традиции, и ему показалось, что Россия отстает от других стран уже в том, что отмечает праздник Нового года в иной день, нежели все отмечают.
В 1698 году Петр I объявил новый день празднования начала года – 1-ое января. Как объяснил это сам Петр Великий: «Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах».
И далее: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Вот такое было интересное постановление.
1 января 2016 года состоялась традиционная пятничная беседа с духовником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Захарией. Отец Захария в Лавре уже 32 года и последние два года исполняет обязанности духовника братии.
Он родился и вырос в благочестивой и верующей семье, после школы отслужил в армии, затем работал в храме. Потом поступил в семинарию, по окончании которой, уже на первом курсе академии ушел в монастырь.
На этой беседе, отвечая на вопросы, батюшка говорил о том, как говорить о своей вере с представителями других конфессий, о молитве, о предназначении человека и внутренней борьбе со страстями.
Всегда с большой любовью Батюшка говорит о своей родной обители: «Наш монастырь милостью Божьей, тем и отличается от других, что сюда пришли в 46-м году бывшие насельники Лавры из других обителей, и они принесли настоящий монашеский дух дореволюционный, хороших монахов и монахов закаленных, которые прошли лагеря, ссылки. И вот уже нынешняя старшая братия нашей обители, восприяли этот духовный опыт и передали его молодому поколению. Лавра в этом отношении намного «выгоднее», чем другие обители».
На следующий день, 2 января 2016 года, волонтеры встречались с отцом Благочинным Лавры – архимандритом Павлом. Беседа была посвящена грядущему празднику и организационным вопросам. По благословению архимандрита Павла и игумена Корнилия, старшего смотрителя Троицкого собора Лавры, для волонтеров и экскурсоводов монастыря была составлена памятка — общая схема взаимодействия.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
братия Троицкой обители волонтёры Господь игумен Лавра лагеря любовь монастырь потоп праздник семинар традиция храм школы экскурсовод
Годовой круг евангельских чтений. Четверг 29-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.100. (XX,9-18). О священстве
Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Троицкий синодик. 16 февраля – день памяти схимонаха Симеона (Петракова, †1977)
Пушкин как нравственная личность и православный христианин
Пролог в поучениях. О неосуждении священников