Христиане изображали Пречистый лик Христа, запечатленный на убрусе Самим Господом, на протяжении всего времени существования христианства. Так, Его лик наносили на военные знамена благочестивые полководцы. Его Нерукотворный Образ полагали в специальных нишах над вратами городов богобоязненные князья и цари. А в храмах на изображение Убруса, традиционно располагавшееся на фресках у оснований центральных барабанов, веками смотрели сотни молящихся.
Современные же христиане чаще видят Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа через святые иконы и, как и во времена сирийского царя Авгаря, получают неотступную помощь от Господа и освящение душ и телес. Однако не многие верующие знают о догматическом значении Нерукотворного Образа Спасителя.
Тысячелетия иудейский народ чтил Божию заповедь, данную Моисеем на горе Синай. Она гласила: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5). Они, в отличие от язычников, соблюдали глаголы Божии. И были правы, поскольку «Бога не видел никто» (Ин. 1:18).
Однако с приходом в мир Спасителя изображение Бога стало возможным, ибо Единородный Сын, сущий в недре Отчем, явил Собой лице Бога. Сам Господь свидетельствует, что «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Но чтобы не ввести в соблазн немощных в вере, Он, как истинный Бог, Сам чудесным образом совершает первое изображение, умывшись водой и отерев лицо платом, на котором запечатлелся Его Пречистый лик.
Благодаря этой нерукотворной иконе, свидетельствующей об истинности вочеловечения Бога Слова, Церковь ныне безбоязненно почитает сотни икон Господа, Божией Матери и всех святых. И памятуя о чуде, явленном самим Богом, взывает:
«Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».
28–29 августа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых почтили память перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Литургию в Успенском соборе Лавры совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. Всенощное бдение накануне возглавил архимандрит Макарий (Веретенников).
На Божественной литургии епископ Фома совершил рукоположение во иеродиакона насельника Лавры монаха Германа (Бурлакова).
Справка
Вечером пели: слева — хор под управлением игумена Силуана (Баранова), справа — хор под управлением Сергея Сухарева.
На Литургии пел хор под управлением Сергея Сухарева.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
Епископ Фома совершил Божественную литургию и отпевание в храме преподобного Алексия, человека Божия, в Хотькове
Юные паломники прошли по тропе преподобного Сергия
«Слава Тебе, показавшему нам Свет!»: Троице-Сергиева Лавра встретила праздник Преображения Господня
«Днесь пречуднаго отца прославим»: в Лавре почтили память преподобного Серафима Саровского
Даю в долг, не возвращают, просят снова. Как быть?