Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое.
Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих
Ин. 14:23, 24
20 сентября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, в Троицкой обители прошли воскресные богослужения, которые совершили ее насельники в священном сане. В этот день Православная Церковь молитвенно воспоминает двух учеников Игумена земли Русской – иноков-воинов преподобных Александра Пересвета (1380) и Андрея Ослябю (ок. 1380) Радонежских.
Во время Божественной литургии в храмах звучал евангельский отрывок о двух главных заповедях – о любви человека к Богу и о любви к своему ближнему (Мф. 22:35–46). Некий законник [1] обратился к Спасителю с вопросом: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:36). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37), – ответил ему на это Господь, и продолжил: «Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38–40).
Однако истинное исполнение двух важнейших заповедей закона Божия напрямую зависит от их правильного понимания самим человеком. Подлинная христианская любовь к Богу, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), достигается постоянным уклонением человека от зла и исполнением им евангельских добродетелей, заповеданных Сыном Божиим [2]. «Удаляйся от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспрещенных Евангелием», – советует проповедник. «Враждою твоею к греху, столько ненавистному для всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу», – научает он.
«Ты хочешь научиться любви Божией?» – вопрошает святитель Игнатий боголюбивого читателя со страниц своих книг. Для этого «тщательно изучай в Евангелии заповедания Господа и старайся исполнить их самым делом, старайся обратить евангельские добродетели в навыки, в качества твои. Свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого».
В основе христианской любви к ближнему, по слову того же святого, должна лежать вера в Бога и отношение к человеку, как к образу Божию. Начало же пути к деятельной любви к ближнему состоит в отвержении вражды, памятозлобия, гнева, осуждения; иначе – всего того, что прямо противоположно евангельской любви [3].
Нынешний воскресный день в православном календаре именуется Неделей перед Воздвижением. Святая Церковь заранее приуготовляет своих верных чад к приближающемуся Господскому празднику евангельским словом [4] о вере в Сына Божия, Плотью пострадавшего и распятого, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Также этот день является преддверием праздника Рождества Пресвятой Богородицы – первого двунадесятого праздника нового церковного года.
Для Троицкой обители сегодняшний воскресный день является особым еще и потому, что на него в текущем году приходится память двух учеников святого Сергия Радонежского – преподобных Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380) – иноков-воинов, участвовавших в битве за Отечество на Куликовом поле в 1380 году.
__________
[1] Законник (или законоучитель) – человек из иудейской среды, посвятивший себя изучению и истолкованию Моисеева закона. Влияние законников на народ в иудейском обществе было велико, однако многие представители этого класса ложно объясняли закон: не понимая его духа, они скрупулезно придерживались его буквы, за что и были многократно обличаемы Спасителем.
[2] См.: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том I. «О любви к Богу».
[3] См.: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том I. «О любви к ближнему».
[4] См. Ин. 3:13–17.
Справка.
Праздничное всенощное бдение с литией в Успенском соборе Троице-Сергиевой обители возглавил архимандрит Таврион (Иванов).
На богослужении пело два хора: братский хор под управлением иеромонаха Никифора (Исакова) и мужской хор архимандрита Глеба (Кожевникова).
Божественную литургию в Успенском соборе Троицкой обители совершил Преосвященный наместник в сослужении насельников монастыря в священном сане.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[3] — Городское поселение Пересвет
Муниципальное образование «Городское поселение Пересвет» расположено на северо-востоке Московской области на территории Сергиево-Посадского района в составе: город Пересвет; село... подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[5] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
«Пресветлую вашу память восхваляем»: праздник святителей Московских в Троицкой обители
«Следуй за Мною»: в Лавре почтили память святого апостола и евангелиста Матфея
Появился официальный сайт Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры
Митрополит Ювеналий освятил Свято-Духовскую церковь в Сергиевом Посаде
«Нас мужеству, терпению, смирению и страху Божию научи»: праздник святого Иова Почаевского в Лавре