В августе 1926 года первое открытое собрание литературного кружка

logo

В августе 1926 года в гарнизонном клубе состоялось первое открытое собрание литературного кружка при редакции газеты «Плуг и молот».

Газета «Плуг и молот»

Газета «Трудовая неделя» — прародительница «Вперед» — после перерыва меньше чем в год вышла 7 ноября 1922 года под новым названием «Плуг и Молот» уже как еженедельный орган Сергиевского уездного комитета РКП, Исполкома Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов и Бюро профсоюзов. В заявлении от редакции было сказано: «Дело создания хорошей уездной газеты — очень ответственное и весьма трудное дело». Перед собой она ставила две цели: первая — всесторонне освещать жизнь, нужды, запросы, интересы и дела трудового крестьянства, рабочих, советских учреждений и различных организаций; вторая — информировать население обо всем самом важном из жизни Республики и о мероприятиях центральной и местной власти. Ответственным редактором газеты был назначен И. Захаров, прежний редактор «Трудовой недели». Сохранился и ее формат, выходила она на четырех страницах тиражом 1000 экземпляров и печаталась в типографии Иванова.

В 1922 году вышло девять номеров газеты » Плуг и Молот», а в 1923 году было сделано 45 ее выпусков. В первом январском номере за 1923 год впервые помещены рисованные портреты В.И. Ленина, а также уездных руководителей: Н. Семина, секретаря Комитета РКП(б), О. Ванханена, председателя Исполкома, и Прохорова, председателя Бюро профсоюзов.

С марта 1923 года тираж газеты стал постепенно увеличиваться с 1000 до 1500 экземпляров, а с августа (1600) до ноября он вырос до 2250 экземпляров. Такой результат объясняется рядом причин.

Редакция сама взялась систематически расширять корреспондентскую сеть. Число рабочих и крестьянских корреспондентов значительно увеличилось. В этом газета видела залог своего развития. Редакция начала с мая 1923 года проводить периодические конференции, а в промежутках между ними — совещания корреспондентов, что способствовало росту их квалификации. Более того, она неоднократно выступала в защиту своих корреспондентов, оказывая им моральную поддержку. Редакция возобновила публикацию своих коротких ответов-рецензий авторам неопубликованных материалов. Изменился тон этих ответов, он стал одобряюще доброжелательным, а не назидательно поучительным, как было раньше.

Особое внимание редакция уделяла публикации ответов руководителей учреждений и организаций на критические выступления газеты и направляемые в их адрес материалы корреспондентов, а также сообщений о принятых мерах по затронутым в заметках вопросам. Чтобы поддержать диалог с читателями, в газете была открыта рубрика «Вопросы и ответы», где публиковались краткие консультации и рекомендации, часто юридического характера, например, как поступить в изменившихся новых социально-политических и экономических условиях.

Газета явилась организатором и адресатом сбора материальных и денежных пожертвований населения на нужды беспризорных, на постройку именного самолета, на поддержку авиации и флота, в связи со стихийными бедствиями; стала инициатором развития стенной печати в школах, на предприятиях. Откликалась на общегосударственные мероприятия, публикуя тематические страницы с использованием подборки местного материала. Учитывая, что уезд только сформировался, газета стала своеобразным местом «знакомств», держа в поле своего внимания не только традиционно близкие к Сергиеву волости и предприятия, но и только что присоединенные из Александровского и Переславского. Крупные предприятия и организации, все волости уезда имели как бы свое место в газете.
Редакция стремилась при подаче материалов использовать разные жанры: и очень краткие заметки с мест в один абзац, и развернутые передовицы, публицистические и проблемные статьи, зарисовки из жизни, маленькие рассказы, фельетоны и стихи из творчества крестьян и рабочих. Объясняя свой выбор названия газеты «Плуг и Молот», редакция подчеркивала, что он сделан не случайно, а отражает главную тему газеты — всестороннее освещение вопросов подъема сельского хозяйства, улучшение жизни крестьянства, оказание ему помощи со стороны государства и рабочего класса.

Сельское хозяйство было главной сферой деятельности большинства населения Сергиевского уезда. Всего в уезде в 1922 году было 13744 крестьянских хозяйства, из них 1174, (8,5%) не имели коров, 11038 (80,3%) имели только одну корову, 1414 (10,3%) — три и три хозяйства — четыре коровы. По переписи 1923 года в Сергиеве 17257 жителей города держали: 338 лошадей, 718 коров (одна корова на 24 человека), 68 взрослых свиней и 670 овец и коз. Промышленное производство имелось только в трех из 11 волостей: Хотьковской, Путиловской и Константиновской. В стране был голод, и нужно было всемерно способствовать решению важнейшей задачи — во что бы то ни стало накормить население. Под особым вниманием газеты находились новые формы хозяйствования: совхозы, артели, кооперативы, товарищества. Из имевшихся в 1923 году сельскохозяйственных артелей газета выделяла как самые сильные и крепкие — три монастырские и одну огородников, шесть молочных товариществ работали удовлетворительно, остальные были слабые, стоящие накануне распада, или «помещичьи», где «орудуют под видом «коллективов» прежние владельцы имений.

Среди 24 совхозов и 8 приписных хозяйств как лучшие выделялись «Трехселище» и «Ахтырка» (занималось разведением роз и хризантем), а остальные — «за редким исключением совхозы своей задачи все же не выполняют». К их недостаткам следует отнести нерациональное и хищническое использование земли (берут от земли все, а в нее не дают ничего), небрежное отношение к сельхозорудиям, заведующие не в курсе сельскохозяйственных работ…. 12-часовой рабочий день, трения рабочих (сельскохозяйственных батраков) с администрацией» («Плуг и Молот» № 9/18 от б марта 1923 года). В этой связи предлагалось создать прокатные и агрономические пункты, выработать планы (первые попытки планирования — В.Б.), сильные хозяйства передать на договорных условиях промышленным предприятиям, средние — «передать» в кооперативы, а слабые — крестьянам.

Одну из главных причин низкой эффективности работы газета видела в отсутствии у крестьян знаний. О настроениях крестьян в то время можно судить по воспроизводимой ниже (см. стр. 4) статье М. Ломакина, опубликованной в газете «Плуг и Молот». В 1921 году на весь уезд было всего два агронома, затем их стало шесть, но 90% своего времени они тратили на передвижение по закрепленному участку, так как не было лошадей (транспорта). Поэтому газета взяла на себя роль своеобразного сельскохозяйственного университета. Она стала отводить в каждом номере страницу, а то и больше, агрономам для их консультаций, рекомендаций: о внедрении севооборотов, об удобрении земли, о сельскохозяйственных вредителях и борьбе с ними, о выборе рабочих лошадей, о лечении животных, о парах, уборке сена и т.п.

Наряду с этим газета пристально следила за развитием сельских школ, организации в них обучения сельскохозяйственному труду. Она выступила инициатором создания школ ремесленного ученичества. Газета писала: «Крестьяне указывают на то, что раньше можно было бы отдать (детей — В.Б.) для обучения в какую-либо мастерскую, а это теперь сделать нельзя, потому что все мастера отказывают принимать, боясь какой-то ответственности. Организация школ ремесленного ученичества, видимо, необходима» («Плуг и Молот» № 30/39, 1923 г.).

С августа 1923 года редактором газеты стал С. Попов, с приходом которого существенных изменений в газете не произошло. Только с последней станицы постепенно исчезли рекламные объявления частных предприятий, а их место заняли объявления различных отделов Исполкома и государственных организаций.
В новом оформлении и с новым редактором, М. Савиновым газета встретила 1924 год. Несколько увеличился ее формат. Первый, январский, номер вышел тиражом на 200 экземпляров больше, чем в декабре предыдущего года. Важно отметить, что изменилась и субординация издателей: газета стала еженедельным органом в первую очередь уездного Исполкома, а уже затем комитета РКП (б), который в предыдущие два года указывался первым, и потом Бюро профсоюзов. Печаталась она в типографии «Шестой Октябрь» Исполкома.

Внешне газета приобрела праздничный, уравновешенный вид прежде всего за счет изменения подхода к верстке материалов, выбора шрифтов и их размера. Было учтено то, что большинство населения, особенно крестьянство, являлось малограмотным, поэтому шрифты использовались четкие, легко читаемые, чуть увеличенные, чем прежде. Значительно разнообразнее стали шрифты, используемые для заголовков. Их размер не был кричаще плакатным, как бывает нередко сейчас, когда огромные, хлесткие заголовки и есть само содержание газеты, прикрывающее подчас малосодержательность статей и заметок. В газете не стало ни огромных передовиц, ни так называемых «подвалов». Первая страница отводилась информации о главных событиях и новостям дня по стране, разъяснению внешней и внутренней политики; вторая полностью посвящалась местным делам и жизни в деревнях и волостях уезда; третья содержала рубрики: «Рабочая жизнь», «Профхроника», «Жизнь РКП(б) и РКСМ», «Финансы и налоги», а на четвертой странице размещалась краткая информация о событиях в городе (колонка «Хроника»), «Почтовый ящик» — диалог редакции с читателями газеты, материалы о происшествиях, кражах, утерях, рассмотрении уголовных дел и колонка «Объявления» различных местных учреждений и организаций.

Тираж третьего, экстренного в связи со смертью В.И. Ленина, номера газеты составил 6000 экземпляров. Он вышел на одном листе с рисунком портрета вождя и текстом на первой странице, чтобы можно было его наклеить. Важно отметить, что с пятого номера уже не было привычного коммунистического лозунга «Пролетарии всех стан, соединяйтесь!», его заменил призыв «Да здравствует союз рабочих и крестьян!» В феврале появилась первая информация о Ленинском наборе в РКП(б), где указывалось, что в уезде вступавшие подвергались двойному строгому обсуждению: приемочной комиссии и общего собрания коллектива предприятия, учреждения, при этом учитывалось происхождение пролетарское и крестьянское.

Редакция продолжила работу по увеличению тиража газеты. Объявила конкурс среди распространителей с просьбой обеспечить подписку из расчета 1 экз. на 10 дворов. На период конкурса предусматривалась бесплатная высылка экземпляров газеты на каждый сельсовет, школу, избу-читальню, а при коллективной подписке — 25-процентная скидка к цене. В результате постепенно, с начала года к осени 1924-го, тираж газеты увеличился почти в два раза и составил 4500 экз. В ноябре он снизился до 4200, а в декабре его прекратили указывать в выходных данных.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — В этой статье пойдет речь о размещении информации о своем деле в бизнес-справочниках и на порталах бесплатных объявлений таких как Авито. подробнее...