Стоять на страже — значит быть постоянно в бодрственном состоянии, неусыпно бдеть, трезвенно оценивать обстановку, а в плане духовном — зорко смотреть за состоянием своей души, не допускать к ней ложь, гнев, гордость, зависть, уныние… — ничего греховного, ничего чуждого святому. Мир, со времени первого нарушения воли Божией, лежит во зле (см.: 1 Ин. 5, 19). Зло может прийти к человеку под оболочкой добра, если нет бодрствования, или оно ослаблено. И человек, даже имеющий некий духовный опыт, впадает в прелесть, то есть обольщение, обман, совращение под действие духа зла — иллюзорное, создаваемое тем же злым духом, ему представляется чудом, пророчеством, явленными как бы в результате подвига, достижения святости. Опасность впавшего в прелесть очевидна — злой дух подчиняет его себе и лукаво ведет в свое логово. Обычно узнают прельщенного духовно устроенные и, помощью Божией, выводят из прелести.
О необходимости «быть на страже» и говорит святитель в одном из своих писем, направленном к заблудившемуся иеромонаху. Последнему было якобы откровение, что он станет митрополитом, почему сей сшил белый клобук, в нем сфотографировался в храме и фото, на радостях, прислал весьма уважаемому иерарху. — «Получил фотографию вашу, — отвечает святитель. — Но она меня очень огорчила. Господь всемогущ… Он может и мирянина поставить выше монаха, и простеца выше архиерея. Но на земле в помощь людям спасающимся Он основал Церковь Свою Святую и ей одной, доколе существует сей мир, вручил всецело власть возводить на степени церковные и низводить, поставлять и преставлять. В Церкви Божией никтоже сам себе приемлет честь, точию по призыву Церкви… Церковь… и каждый православный христианин всегда должны быть на страже… ибо супостат наш диавол ходит, яко лев рыкая, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8). И нет числа сим его козням… Чтобы соблазнить и погубить христианскую душу, исконный враг христиан и во образе ангела светла является, и в призрачном образе Самого Христа Спасителя. Он сумеет дать обольщаемому им даже силу и чудотворить и пророчествовать якобы именем Христовым… Великие отцы и учители подвижничества особенно предостерегали подвизающихся… не искать чудесных знамений». В Оптинской обители говорили: «Благодари Бога за исцеления, а явлениям НЕ ВЕРЬ. Кто мы с тобой, чтобы нам являлся Спаситель? Если, опасаясь попасть в руки обольстителя, мы истинному явлению и подлинному чуду не поверим по смирению, Господь на нас не огорчится. А какой вред будет для души нашей, если мы ложное знамение от врага, на погибель нашу подстроенное, примем за истинное».
И выписывает из Пролога повесть об одном брате, который поселился в уединенной пещере и нес суровый подвиг. Ему-то и явился во образе «светлого ангела» злой дух и внушил, что подвижник уже достиг духовной высоты и теперь ему не только будут служить Ангелы, но и скоро возьмут на Небо, в доказательство чего стал помогать ему «пророчествовать». Когда игумен, посетивший его, узнал об этом, попросил прельщенного сказать, как только придут за ним. — «Пришли, отец». Игумен крепко обнял брата и взмолился: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помози, помози прельстившемуся рабу Твоему и не попусти нечистым бесам возобладать им». — Бесы смогли только сорвать с прельщенного мантию, которая вскоре упала на землю. «Видишь, — сказал игумен, — как бесы поступили с твоей мантией. Так намеревались они поступить и с тобою. Бесы намеревались тебя, как Симона волхва, вознести на воздух и спустить вниз, чтобы ты сокрушился и бедственно изверг окаянную душу».
Святитель Афанасий обращается к потерявшему бдительность и ко всем подобным ему: «Возлюбленный о Господе!.. Оградите себя крестным знамением вокруг себя и с верою крепкою в помощь Божию и со дерзновением рцыте: отойди от меня, сатана! Со смирением молите Господа, да рассеет Он все вражии наваждения. Молите Богоматерь… молите Ангела Хранителя вашего… молите всех святых, да станут они вокруг вас крепкою стеною и защитят от приражений вражеских. Смиритесь… Не восхищайте не дарованное… Исповедайте, что поддались на удочку вражию… Примите с любовью от любви изрекаемые словеса сии».
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Память святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского
Новый год на Руси
Состоялось первое заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ в обновленном составе
Выставка «Свет неугасимый», посвящённая преподобному Сергию Радонежскому
Кем нужно считать себя в этом мире и как жить в нем?