«Вот широкая площадь, белое здание гостиницы»

logo

 «Вот широкая площадь, белое здание гостиницы»

Завершая рассказ об открытии в 1862 году железнодорожного сообщения Сергиевского посада с Москвой, а позднее и с Ярославлем, чему посвящены три предыдущих очерка, приведём конкретный пример влияния этого события на наш Посад.

Напомним, с открытием железной дороги появилась возможность, посетив Троице-Сергиеву лавру и ближайшие к ней монашеские обители, в тот же день вернуться в Москву. Но немало прибывающих в Посад по тем или иным причинам оставались здесь на ночлег в гостинице Лавры на северной стороне Красногорской площади, на постоялых дворах на Переяславской, в домах обывателей.

В 1865 году в Посаде произошло немаловажное событие: через дорогу от упомянутой выше гостиницы, прямо напротив Красногорской площади, открылась еще одна гостиница Лавры. Её стали называть «Новой», тогда как гостиницу на площади — «Старой». История постройки Новой гостиницы прямо связана с открытием железной дороги Москва-Посад.

Впрочем, проект гостиницы — его в начале 1861 года разработал житель Посада архитектор Иван Малышев — железную дорогу не учитывал. Архитектор спланировал здание двухэтажным с лавками в нижнем и гостиничными номерами в верхнем этаже. Входы в лавки планировались со стороны Красногорской площади, в номера — с деревянной галереи, пристроенной к зданию со стороны двора; причём каждый номер (всего 22 номера) имел отдельную дверь на галерею. Также со стороны двора к зданию гостиницы предполагалось пристроить двухэтажное строение с кухней на первом и обширным буфетом (столовой) на втором этаже. С номерами буфет должен был сообщаться по той же галерее.

Строительные работы начались летом 1861 года, но без закладки здания буфета во дворе. В марте 1862 года здание гостиницы было выстроено вчерне, но не в два, а в три этажа. Третий этаж был построен вопреки утверждённому Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым) проекту. Собор Лавры объяснил этот факт советами многих «сведущих хозяйственную часть людей» утроить число гостиничных номеров в связи со скорым открытием железной дороги. Объяснив причину самовольства и указав на недостаток средств, Собор «смиреннейше» испрашивал прощения, оправдываясь тем, что единственной мыслью его членов было «сделать сим зданием неотъемлемую пользу обители преподобного Сергия».

Митрополит предложил Собору «рассудить, нельзя ли ограничиться тем, что построено, не увеличивая здания и не строить третьего этажа, и окончить дело с меньшею выгодою нежели предполагалось, но с большею предосторожностью против «затруднений». Собор «смиреннейше» ответил, что корпус гостиницы уже выстроен в три этажа и необходимы средства для его завершения, на что ожидает Архипастырской резолюции. Как видим, старцы Лавры поставили владыку Филарета перед свершившимся фактом. Признавая это, Филарет ответил резолюцией: «Уступая необходимости, соглашаюсь…»

Деньги были выделены и строительство гостиницы продолжилось уже по изменённому проекту: отдельное здание буфета и кухни было отменено, наружная галерея заменена коридором внутри второго и третьего этажей. Строительство и обустройство здания гостиницы с лавками продолжались вплоть до 1865 года. Наблюдение за ходом работ осуществлял архитектор тот же Иван Малышев. Еще в ходе строительства гостиничный корпус, обозначенный в проекте как «Гостиница с лавками» стали называть «Новой» гостиницей.

Между прочим, начиная с 1863 года лесоматериалы со стороны Ярославля и чугунные детали лестниц и балкона из Москвы доставлялись по железной дороге, что, несомненно, удешевляло доставку.

Теперь о чугунных деталях. В отличие от Старой гостиницы с её деревянной парадной лестницей, Новая гостиница получила чугунную парадную лестницу и еще две «черневые» чугунные лестницы, а также чугунный «зонт» с двумя колоннами перед главным входом и чугунный балкон на южном углу здания. Балкон и зонт видны на дореволюционных открытках и фотографиях. Литьё и монтаж лестниц, балкона, зонта, напольных плит в коридоры, всего более чем на 7 тысяч руб., выполнил «чугунно-литейный заводчик», московский купец Расторгуев. И ещё один интересный факт — Новая гостиница упомянута в повести Ивана Сергеевича Шмелёва «Богомолье».

Именно в эту гостиницу плотник Горкин привёл мальчика Ваню, от лица которого ведётся повествование. В приведённом ниже отрывке, которым лучше всего завершить очерк, упоминается чугунная лестница. Ещё одно доказательство — описание от лица Вани площади и Лавры на фоне вечернего солнца, лучи которого падают на площадь под косым углом. Наблюдать закат на этой стадии можно только из окон главного западного фасада Новой гостиницы.

«Вот широкая площадь, белое здание гостиницы. (…) Мы идём по широкой чугунной лестнице. Прохладно, пахнет монастырём — постными щами, хлебом, угольками. Кричат из коридора: «Когда же самоварчик-то?» (…) Смотрю в окно. Большая площадь золотится от косого солнца, которое уже ушло за Лавру. Над стенами — розово-белыми — синие, пузатые купола с золотыми звёздами и великая колокольня-Троица».

 

Константин Филимонов

Источник: Газета Вперёд


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *