Воспоминание о родителях-фронтовиках

logo
Воспоминание о родителях-фронтовиках

[от читателя]
Несколько лет назад, 9 мая мне очень хотелось пройти с портретами моих родителей, к памятнику погибшим воинам, к вечному огню, но не было такой традиции. Сейчас к великой радости, можно не только сделать это, но и записать их в «Бессмертный полк»! И тем самым сохранить о них память для потомков!

Мой отец, Клюев Сергей Прокопьевич, родился в селе Ермоловка, Арского района, Татарской АССР 7 октября 1918 года. После окончания 10 класса, поступил в Ворошиловоградскую авиашколу. После её окончания, с октября 1936 года служил в авиации ВС СССР. В марте 1943 года был призван на фронт, его зачислили в 163 авиаполк 6 воздушной армии дальнего действия, входящей в 1 Белорусский фронт, а потом во 2-й Белорусский.


Мама, в девичестве Порошкова Ирина Васильевна, после замужества с 1946 – Клюева. Родилась в небольшом городке Топки, недалеко от г. Кемерово, 29 апреля 1921 года. В мединститут поступила со второй попытки. А в марте 1943 года с третьего курса института добровольно ушла на фронт, окончив курсы радисток. Случилось так, что её направили в тот же 163 авиаполк. Так встретились мои родители и до самой смерти всегда были вместе.


Папа не любил рассказывать о войне. О его ратных делах я узнавала от фронтовых друзей и из документов, хранящихся дома. В частности, в одной из летных книжек есть такая запись: в отечественной войне участвовал с марта 1943 года по 09.05.1945 года.


За это время произвёл 248 боевых вылетов, сбил лично 14 самолётов противника, 160 раз летал в разведку. Папа часто повторял, что он очень хотел вместе с мамой дожить до победы, создать семью, поэтому тщательно готовился к полетам, сам проверял состояние самолета, скрупулёзно изучал карту местности, (а она менялась почти ежедневно), слушал сводки о расположении немцев. В разведку первым из летчиков его полка стал летать на рассвете.


Летал на минимальной высоте на бреющем полете, в расположение немцев старался зайти со стороны восходящего солнца. Немцы только просыпались, слышали звук самолёта, но его не видели. Зенитки сбить не могли, т.к. снаряды летели гораздо выше самолёта, а пули от винтовок не долетали. Вскоре папу назначили командиром эскадрильи, и о них стали писать во фронтовых газетах. Мама всегда была на дежурстве, когда летал папа, всегда была с ним на связи, на её рацию папа передавал разведданные, а она сообщала руководству.


В эскадрильи у папы был друг летчик Кибкалов Михаил. В одном из боёв его самолет сбили, но он успел выпрыгнуть с парашютом, приземлился на поле. Папа сверху видел, что со стороны леса бегут немцы, тогда он направил свой самолет на поле, снизил скорость, колесами почти касался земли, этого хватило Михаилу для того, чтобы схватиться за колеса папиного самолета, так и долетели до нашей территории. Об этой истории мне рассказал сам дядя Миша, во время одного из его приездов к нам в Сергиев Посад.


Дядя Миша — москвич, любил ходить в музей советской армии и флота, говорил, что там долгое время в одном из залов был стенд, рассказывающий о подвигах папиной эскадрильи. У папы в личном деле хранились 8 благодарностей от командующих фронтов и одна телеграмма от Сталина. Ее он получил за очень сложное задание. Нужно было найти пропавшую колонну танков. Наземная разведка была бессильна, летчики-разведчики тоже не могли справиться. Я уже писала о том, что папа постоянно изучал карту местности, над которой приходилось летать.


Разыскивая эту колонну, он пролетал над заброшенной деревней, и его поразил вид скошенного поля и 13 больших стогов! Накануне вечером, когда он возвращался на аэродром, после полетов, видел, что поле не было скошено, т.к. косить было некому. По рации он сообщил об увиденном. В эту деревню сразу направили разведчиков, и они под стогами сена обнаружили пропавшие танки! Танкисты объяснили, что их передвижение заметили немцы, они вынуждены были замаскироваться, а так как операция была секретной — на связь не выходили, боялись перехвата. Очень часто лётчики этого полка, и папина эскадрилья, сопровождали самолеты-бомбардировщики, летящие на боевое задание, и редко обходилось без воздушного боя.

Об этом папа рассказывал задолго до выхода в свет кинокартины «В бой идут одни старики». Возможно авторы, создавая этот фильм, тоже посещали музей советской армии. Два раза папу сбивали в бою — под Брестом и под Варшавой. Удивительно то, что на нем не было и царапины, он не был ранен! Перед отправкой на фронт, его мама дала ему пояс «живым в помощи», а папа положил пояс в партийный билет, который всегда был в кармане, тогда запрещено было иметь у себя предметы культа, ну а партбилет конечно никто не открывал, так этот пояс «дожил» до окончания войны! Не только дожил, но и участвовал в параде победы 9 мая 1945 года! Рассказывал, как несли фашистские флаги, наклоненными к земле под барабанный бой. Папа говорил, что было жутко.


После войны папа продолжал служить в авиации в войсках ПВО — противовоздушная оборона т.е. воздушные пограничники, был назначен командиром полка и много лет служил в этой должности на Дальнем востоке, Сахалине, в каких-то степях. Мама, сестра и я всегда были рядом с ним, несмотря на то, жить приходилось в очень трудных условиях, часто приходилось переезжать, жили в тайге, воду привозили 2 раза в неделю, продукты сбрасывали с самолета, врачи были далеко, в школу ходили за несколько километров. Демобилизовался папа в 1965 году в звании гвардии полковника-летчика истребителя 1 класса.


На гражданке родители продолжали работать. Папа — на заводе Автоспецоборудования и на 6 заводе в должности начальника спецотдела, мама — в торговле. Оба имели звание ветеранов труда, получали благодарности, почетные грамоты. Мои родители были очень порядочными людьми, и нас с сестрой учили бережно относиться к людям, не делать никакого им зла, для своей выгоды, не осуждать, не завидовать и т.д. Мама умерла 24 августа 1985 года, папа — 11 февраля 1998 года.


В нашем городе ещё живы люди, которые знали моих родителей, при встрече вспоминают их с большим теплом и уважением! Когда я увидела впервые кинокартину «Офицеры», сразу подумала о моих дорогих родителях — ведь они также, как и герои фильма самозабвенно служили Родине, защищая её в Великую отечественную войну, а потом — охраняли воздушную границу – чтобы над Россией было мирное небо и не повторились ужасы войны!


Вечная им память.


Нина Морозова

Источник: Альтернативная газета



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...