(Иоанн. XX)
«В первый, следовавший за смертию Божественного Спасителя, день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень, который закрывал вход во гроб, отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Пётр и другой ученик и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе: но другой ученик бежал скорее Петра и пришёл ко гробу первый. И наклоняясь, увидел одни пелены лежащие: но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый в другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и поверил. Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла подле гроба и плакала. И когда плакала, наклонилась посмотреть во гроб. И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного в головах, а другого в ногах, где лежало тело Иисусово.
И они говорят ей: что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад, и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус, Иисус говорит ей: что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его! Иисус говорит ей: Мария! Она обратись говорит Ему: Раввуни, что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не взошёл к Отцу Моему; а поди к братьям Моим, и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему, и к Богу вашему. Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он сказал ей».
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Усердие Марии Магдалины опять видеть Иисуса и её мужество, которое не побоялось искать Его среди мрака ночи, суть отличительные свойства души, преданной Богу и от чистого сердца желающей возвратиться к Нему. Камень, отваленный от гроба, даёт нам разуметь, что Бог разрушает препятствия, по-видимому, самые неодолимые и уравнивает самые трудные пути для ищущих Его правым сердцем, нужно только искренно возжелать своего обращения, чтобы почувствовать сладость и силу благодати, которая совершает его. Ищите Господа, доколе можно обрести Его, восклицает Пророк Исайя (Исаии. 55, 6). Не отлагайте день от дня(Сир. 5, 8) до последнего конца жизни, из опасения * что вы напрасно будете искать Его и не найдёте. Ищите Его во всякое время, по примеру Марии Магдалины, когда только можн, о обрести Его, ищите с раннего утра, при восходе солнца, т. е. тотчас, как Иисус Христос, Божественное солнце правды, прольёт в вашу душу несколько лучей Своей благодати. Вы можете вполне надеяться на милосердие Бога вашего, если обратитесь, к Нему в то время, когда какая-нибудь человеческая слабость удалила вас от Него, так же, как и св. Пётр, который удостоился получить прощение в своём преступлении, потому что раскаялся в нём и очиетил его в ту же самую ночь, в которую согрешил. Напротив, страшитесь Его правосудия, если будете упорствовать в своих неправдах; печальный опыт показывает, что когда человек начнёт прилагать грехи ко грехам, — угрызения совести исчезают, пропадает всякий страх, и тогда грешник, совершенно спокойный, пьёт беззаконие как воду. Господь, обещающий нам помилование, не назначает никакого времени, в которое мы с полной уверенностью могли бы ожидать сего помилования. Те, которые с утра бодрствуют в искании Меня, найдут Меня, говорит Премудрый (Прит. 8.17). Итак, ищите Господа с самого утра вашей жизни, лишь только свет разума начнёт светиться на вас, а не дожидайтесь того, чтобы посвятить Ему дряхлую старость, и идти к Нему тогда уже, когда мир бросает вас. Ищите Его, подобно Пророку, заутра(Псал. 5. 9). Посвящайте Ему все первые минуты дня; с самой зари представляйте себя
Тому, на Кого вы всегда должны взирать как на начало и конец всех ваших действий.
Есть искушения, в которых побуждения к вере и надежде, по-видимому, совершенно скрываются для души; в своем смятении, она спрашивает, где Господь: но никогда Господь не бывает так близок к ней, как в сии самые минуты и ни мало не медлит явить Себя ей. Душа в подобных испытаниях должна прибегать к Петру и Иоанну, т. е. к какому-нибудь мудрому и просвещённому руководителю, который бы снова вдохнул веру в неё и привёл туда, где она опять должна найти Иисуса Христа. Служители Церкви суть видимые Ангелы, коих Бог даровал нам, чтобы осушать наши слёзы и утешать наше внутреннее беспокойство. С доверенностью пойдём к ним; благодать соединена с их словами, и часто даже при одном нашем рассказе о наших страданиях, сделанном перед ними, возникает в нашей душе благодать утешения. Иисус, по Своей люб^и всегда готовый прощать, даже оставившим Его ученикам даёт имя братьев. Впрочем, душам любящим, которые остаются верными Ему до могилы, Он является прежде, чем другим. Они-то получают первые утешения. Умеряйте вашу радость, как бы она свята и законна ни была, из опасения, чтобы она не увлекла вас к некоторому легкомыслию; Равным образом и то, чтобы слишком тревожиться и впадать в крайнюю печаль, когда Бог лишает нас на время сладости Своих утешений, есть малодушие и недостаток упования на благость Господа, Который и в сие время не меньше свидетельствует Свою любовь и благоволение к нам, как и тогда, когда дарует нам утешения, потому что Он отнимает их только для того, чтобы побудить нас быть осторожнее и внимательнее к себе, и чтобы заставить нас воздавать Ему честь и славу, которые подобают Ему. Эта смена радости и печали гораздо полезнее для нас, чем то постоянное спокойствие, которого бы мы желали. Достоинство души не в том состоит, чтобы иметь более божественных утешений, но в том, чтобы покоряться воле Божией, утверждаться в искреннем смирении и более наполняться любовью к Богу и ближнему.
Филарет Дроздов Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Подвиг
О благодарности Богу
В день празднования Владимирской иконы Божией Матери Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную Литургию в Стефано-Махрищском монастыре
Архиепископ Амвросий (Ключарев). Слово о христианском направлении естествознания
Мысли на день. О трех предметах в этом мире: о зле, добре и среднем