Жители нашего города обращаются к депутатам Совета в надежде решить вопросы бытового характера. Часто работа народных избранников видна: появляются детские площадки, убраны поваленные деревья, исчезают незаконные свалки… Но есть у депутатов работа, которая не видна – законотворчество. О невидимом фронте Горсовета мы говорим с депутатом Владимиром Корощенко.
— Самое знаковое событие, которое произошло в июне – Мособлдума приняла закон о том, что с 1 января 2015 года (задним числом) налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта со ставкой 2% в год.
— Что это значит для жителей?
— Это коснется пенсионеров – надо платить за квартиру. Допустим, налог на квартиру был 300 рублей, а станет 3000. Существенно? Коснется предпринимателей, крупный бизнес… Но крупный предприниматель сможет переложить это бремя «вниз», при этом, сократив свою прибыль, в конечном итоге не сильно пострадает. Квартиры продаются по 55 тысяч рублей за квадратный метр, станут – по 56. Торговля также выкрутится, переложит все на жителей… Но будет думать, закрывать или не закрывать магазин, кафе. Что делать дальше? Куда идти работать? А производство, что с ним делать?
— В чем проблема?
— Московская область и еще несколько областей вошли в эксперимент — налог на имущество платится с кадастровой стоимости. Проблема в том, что это местный, муниципальный налог. Ставки этого налога утверждает Совет депутатов совместно с администрацией города. И здесь нам предстоит большая работа в осеннюю сессию. Все изменилось неожиданно, Мособлдума приняла этот закон за месяц.
Тема налога на имущество по кадастровой стоимости поднималась давно. Эта тема правильная, все это должно быть сделано, чтобы процедура исчисления была более прозрачной. Все рассчитывали, что принятие самого закона будет позже, может быть даже после выхода страны из кризиса. Прежде всего, необходимо было, на мой взгляд, создать институт государственных оценщиков. Для того, чтобы это сделать, надо обучить специалистов, лицензировать, аккредитовать оценщиков. Создать муниципальные комиссии, куда войдут госоценщики, где могли бы оперативно решаться спорные вопросы. Подход правильный, но я как профессиональный оценщик могу сказать, что методика по расчету кадастровой стоимости на данный момент несовершенна. Методика может прийти сверху, но оценивать необходимо на месте. И многие оценщики с этим согласны. Для всех этих мероприятий нужно время.
— Но закон принят…
— Все жители должны платить, но законодательная и исполнительная власть должна подчиняться принципу «не навреди». Совет депутатов в прошлом году подготовил и принял муниципальный закон по земельному налогу. Он тогда вырос где-то в 5-10 раз. Мы очень подробно проработали детали, ввели льготы для малоимущих, многодетных семей, ветеранов. Мы также провели большую работу по оценке влияния земельного налога, проблемы были с кадастровой стоимостью. И сейчас нам предстоит аналогичная задача.
По аналогии с земельным налогом мы постараемся облегчить налоговое бремя для незащищенных категорий граждан, пропишем льготы, приведем в порядок все ставки, заложим возможный льготный переходный период для предпринимателей. Мы этим уже занимаемся.
Есть время до октября, чтобы успеть подать в налоговую инспекцию наше решение. В прошлом году были определенные трудности, проблемы с пересчетом. Но мы приняли волевое решение и сумели договориться с администрацией и налоговой. И это было консолидированное решение — оно объективное и правильное. В случае с налогом на имущество должно быть так же.
— Что не так в этом законе?
— Как в свое время были вопросы к методике оценки земли, есть вопросы и к методике оценки объектов недвижимости, таких, как здания, строения, сооружения. Методика несовершенна и несовершенен сам порядок исчисления этого налога.
— Можете объяснить на примере?
— Вам скоро придет квитанция. Ваш дом или квартиру оценили, допустим, в 5 миллионов рублей. «Но почему 5? У застройщика я купил за 3!», — скажете вы. Вам ответят: «Нет! Мы тут посчитали так!» И что делать? Идите в суд. А суды заняли сейчас такую позицию, что если оспаривать кадастровую стоимость, ты должен сделать отчет по оценке, провести экспертизу на этот отчет в саморегулируемой организации оценщиков.
По идее, все правильно: отчет сделал оценщик, его проверила организация, дала заключение по экспертизе. А судья говорит: «Нет, этот отчет неправильный». Множество прецедентов, когда суд отказывает людям по таким делам.
Мне эта тема близка потому, что в свое время я занимался вопросами оценки в Москве, писал диссертацию на этот счет. Мы предлагали сделать институт государственных оценщиков, которые оценивали бы кадастровую стоимость земли и объектов.
— Чем так хороша кадастровая стоимость?
— Считается, что кадастровая стоимость не позволит производить какие-либо махинации. Но это тоже от лукавого… У нас она приравнивается к рыночной. А, например, в Испании, налог на имущество — 2%, и он платится с кадастровой стоимости, но эта стоимость примерно в 5-6, а иногда и в 10 раз меньше рыночной. И получается, что налог на имущество не 2%, а 0,2%. Здесь кадастровая стоимость для цели налогообложения.
— Что закон предусматривает для предпринимателей?
— Приведу пример. Кафе в центре города, 100 квадратных метров. Стоит в районе 5 миллионов рублей. 2% — 100 тысяч рублей. Раньше с этого помещения собственник платил 10 тысяч.
Возьмем склад и торговый комплекс. Сейчас, если они одинаковые по площади, и налог будет одинаковый. Это же неприемлемо.
Московская область, когда принимала этот закон, выделила и определенные льготы для инвесторов, вкладывающих свои деньги в строительство. С оговоркой — свыше 50 миллионов рублей. Если в Москве это считается мелким бизнесом, для Сергиева Посада это уже хороший уровень среднего бизнеса. Но у нас такие объекты единичные.
Все это не совсем правильно, мягко говоря. Мы должны и в этом направлении ввести льготы и дифференцированный подход.
— Работа над законом началась?
— Весь июль накапливается материал, разосланы письма в налоговую инспекцию и Кадастровую палату. Собирается фактическая база, чтобы учесть как можно больше нюансов, по возможности максимально. Мы также созваниваемся с коллегами из Пушкино, Ивантеевки, Щелково. В этих городах недвижимость дороже, чем в Сергиевом Посаде. А доходы людей приблизительно такие же, и нельзя их сравнить с московскими. Но в этом суть эксперимента, когда Московская область вводит закон и смотрит, как эта ситуация развивается на муниципальном уровне. Поэтому то, что мы здесь примем, надеемся, область поддержит. Задан подход, а мы должны стимулировать инвестиционную активность и привлекательность города.
Мы должны сделать так, чтобы это было справедливо. И позволяло развиваться нашему городу и обществу, чтобы не пострадали граждане, чтобы наполнялся бюджет. И не задушить налогами предпринимателей — самую активную часть наших жителей… Если мы, депутаты, это не сделаем, налоговая нагрузка вырастет в 5 — 10 раз.
Автор:
Ширяев Сергей Валериевич
Источник: Сергиевские ведомости