Виталий Таболин: второй отец и добрейшей души человек

logo

В сентябре этого года не стало Виталия Таболина — одного из знаковых тренеров Загорска, родоначальника велосипедного спорта в районе, воспитавшего не одно поколение спортсменов и тренеров.

В 70-е годы Виталий Константинович создал на стадионе «Спартак» не просто секцию, а настоящую велосемью, объединившую десятки мальчишек из разных районов города. Сейчас кто-то из тех ребят продолжает дело своего тренера, кто-то выбрал для себя другую профессию. Но время от времени все они встречаются, чтобы вспомнить самые яркие мгновения своей жизни, своих товарищей, а теперь ещё и помянуть добрым словом своего наставника.

Спорт с историей

 Виталий Таболин: второй отец и добрейшей души человек Велосипедный спорт в Загорском районе зародился в 49-50-х годах в Краснозаводске. А уже в 60-х на стадионе «Спартак» в Загорске действовала секция велоспорта под руководством Евгения Степановича Баулина. За счёт того, что стадион «Спартак» находился на возвышенности, весной он просыхал первым, и тренировки на нём начинались раньше, чем на других спортобъектах города. «Спартак» был центром притяжения любителей активного образа жизни. Именно сюда пришёл заниматься Виталий Таболин. Так получилось, что Виталию Константиновичу предстояло дать старт развитию загорского велоспорта.

Владимир Шубняков пришёл в секцию велоспорта в 1968-м году. Первый год он занимался у Баулина, а потом его тренером стал Виталий Таболин. Тогда не было спортивной школы с разными возрастными группами. Все занимались вместе  — и дети, и взрослые. Более опытные спортсмены передавали свои навыки, технические и тактические приёмы новичкам.  

«На стадионе был маленький деревянный сарайчик, там велосипеды хранили, — вспоминает Владимир Витальевич Шубняков. —  Была такая обстановка, как в семье, где были старшие и младшие, была преемственность, мы получали большой опыт от действующих гонщиков». 

 Виталий Таболин: второй отец и добрейшей души человек Помимо занятий велоспортом и тренерской деятельности Виталий Константинович был неплохим конькобежцем, и даже участвовал в соревнованиях по конькобежному спорту в 70-х годах. Это время можно считать наиболее успешными в спортивной жизни Загорска. Многих воспитанников Константина Витальевича забрали в сборные команды Московской области и РФСФР. Но они продолжали приезжать к своему первому тренеру, разбирать с ним свои выступления, получать наставления. «Мы допоздна засиживались у него дома, — продолжает рассказ Владимир Шубняков. — Он очень любил кофе. Бывало, заварит себе кофе, и мы сидим часами разбираем мои ошибки. Он всегда спокойный был, трезво оценивал ситуацию».

Владимир Шубняков говорит, что Таболин стал ему вторым отцом, с которого спортсмен всегда брал пример, как в жизненных, бытовых ситуациях, так и в спорте. Он копировал «таболинскую» технику посадки, педалирования, старался всё за ним повторять. «Спустя годы, когда я попал в сборную команду страны, тренеры ставили меня в пример другим спортсменам. Говорили: смотрите на Шубнякова, как надо на велосипеде сидеть. А я просто копировал Таболина»,— вспоминает тренер. Помимо Владимира Шубнякова Виталий Константинович воспитал ещё четверых велоспортсменов, ставших «сборниками» —  Андрея Осипова, Елену Бычкову, Олега Молодцова и Сергея Терентьева.

А потом всё развалилось

Ещё один воспитанник Виталия Таболина  Андрей Ключников занимался велоспортом до 1974 года и ушёл из спорта, выполнив норматив КМС. «Я помню первую встречу с Таболиным. Он меня, как родного встретил, хотя первый раз в жизни видел. Он удивительный был человек, очень тактичный, помогал жизненным советом. Мне он был, как отец», — рассказывает Андрей Ключников.

Для юношей секция на «Спартаке» была не просто спортивным увлечением, а частью жизни, наполненной романтикой, настоящей дружбой, теплотой, отеческими наставлениями тренера и уроками преодоления трудностей. На соревнования мальчишки ездили своим ходом — на велосипедах, иногда — на электричках. Андрей вспоминает, что однажды пришлось применять свои навыки в новом виде спорта. «От горсовета надо было направить в Люберцы команду спортсменов для участия в первенстве по санному спорту. Когда начали спрашивать, кто в районе гонщики, выяснилось, что мы единственные подходящие под это определение, — смеётся Андрей Ключников. — Надели на нас шлемы, телогрейки, рассказали, как рулить санями и отвезли на гонки».

Шли годы, одни гонщики становились тренерами, другие уходили в иную профессию, а на «Спартаке» менялись поколения воспитанников Виталия Таболина. Тренер вырастил себе приемника в лице Владимира Шубнякова, и они вместе стали растить будущих чемпионов. Так продолжалось вплоть до 90-х годов. А потом всё развалилось.

«Тренерам перестали платить, а у всех были семьи, дети, которых надо было растить. На голом фанатизме выжить было невозможно. Тогда многие ушли в коммерцию, это был провал. Не только спорт рушился, вся страна рушилась», — с болью вспоминает те времена Владимир Шубняков.  Он до последнего старался поддерживать секцию, но в итоге ушёл работать водителем, и только после работы по вечерам занимался на «Спартаке» с небольшой группой. Виталий Константинович тренировать перестал, о чём очень переживал. Но надо было кормить семью, где подрастали двое дочерей. Периодически он приходил на увядающий стадион до тех пор, пока «Спартак» не закрыли. В начале нулевых некогда лучший стадион города снесли, а на его месте начали строительство торгового комплекса. Сейчас о стадионе напоминает лишь название Спортивного переулка. 

«Время, проведённое на стадионе «Спартак», стало для нас самым святым. Сейчас вспоминаются не школьные годы и даже не собственная свадьба, а помнится именно наша спортивная семья. Спорт – это маленькая жизнь, за этот срок мы обзавелись настоящими друзьями. Есть у нас такая коронная такая фраза «Не один метр своей шкуры оставил на асфальте». Это про велоспортсменов», — завершает рассказ Владимир Шубняков.

 Виталий Таболин: второй отец и добрейшей души человек

После 15-и лет забвения

В Сергиевом Посаде секция велоспорта окончательно закрылась, а Шубняков перешёл работать в Краснозаводск. До секции Владимир Витальевич добирался на велосипеде, а после занятий ещё допоздна ремонтировал велосипеды своих воспитанников. Но на одном энтузиазме Шубнякова велоспорт не устоял, и наступил пятнадцатилетний период забвения.

Одним из первых учеников Шубнякова был Дмитрий Шишов, который сейчас является директором СШОР Московской области по велоспорту. Именно он шесть лет назад сказал своим наставникам: давайте возрождать велосипедный спорт!

«Администрация района и руководство спортивной школы «Центр» поддержали эту инициативу и организовали секцию велоспорта на стадионе «Луч», обеспечили всем необходимым спортинвентарём. Сейчас в Сергиевом Посаде велоспортом занимаются порядка сорока человек, — рассказал Дмитрий Шишов. — Поначалу секцией руководил Виталий Константинович, он был очень рад, что велоспорт возродился. Но в связи с почтенным возрастом, спустя год секцию возглавил Владимир Шубняков, а потом к нему присоединился Олег Молодцов».

Олег Молодцов, мастер спорта международного класса, также воспитанник Таболина, занимался велоспортом на «Спартаке» с 1980 года. Олег вспоминает, что в детстве хотел заниматься единоборствами, а в велосекцию пришёл только из-за того, что все соседские мальчишки с Козьей горки имели велосипеды. Ему тоже захотелось научиться кататься.

«Когда впервые пришёл к Виталию Константиновичу, понял, что останусь в велоспорте. Я помню его очень добрым, интеллигентным, он никогда не повышал голос, — вспоминает Молодцов. —  Я до сих пор не понимаю, как я смог выдержать такие нагрузки. Мы тренировались на городских улицах, в горки бегали. Но на «Спартак» меня каждый день тянул этот особенный запах велосекции».

Свой первый выезд на шоссе Олег Молодцов помнит до мелочей. Ему было 12 лет, когда они с товарищами и тренером выехали на Ярославское шоссе и поехали группой. В какой-то момент Олег потерял управление и очень сильно упал, содрав себе всю спину и руки. Виталий Константинович довёз юного гонщика до секции, а когда тот весь ободранный вернулся домой, родители ужаснулись – на ребёнке не было живого места. Казалось, что о велоспорте можно было забыть. Но спустя два месяца Олег вновь пошёл на «Спартак».

«Я как-то издалека наблюдал, как ребята тренируются, с велосипедами возятся. Вдруг Таболин меня зовёт, мол, приходи заниматься. И я вернулся, — рассказывает Олег Молодцов. — Помню свои первые победные соревнования в Дмитрове. Нам, загорским «спартаковцам», которые весной в грязи городской тренировались, предстояло соревноваться со сборниками, которые проходили предсезонную подготовку в тёплой Фергане. Сначала на гонку на время запускали слабеньких, то есть нас – ребят из Загорска, Дмитрова, Талдома, а в конце заезжали сборники. Я проехал на лучшее время. Потом уже и сборники проехали, но мой результат никто не побил».

На Олега обратили внимание тренеры сборных команд и позвали выступать на всесоюзных соревнованиях. А Виталий Константинович с присущей ему интеллигентностью сказал: «Молодец, так держать». Без эмоций и обид передал лучшего спортсмена на уровень выше. Несмотря на успешную карьеру и получение звания мастера спорта международного класса, Олег Молодцов тренировать не стал, а ушёл работать в правоохранительные органы.

«Когда уволился из ГИБДД, встретил Володю Шубнякова, а он по-прежнему одержим тренерским делом и велоспортом. Он мне и предложил попробовать себя в качестве наставника юных спортсменов. Я наконец попал в ту родную среду, в тот запах моей спортивной юности. Думал, что годик поработаю, а в итоге задержался уже на три», — с улыбкой заканчивает беседу тренер Молодцов.

 Виталий Таболин: второй отец и добрейшей души человек

Детство на сборах

Эллина Пономарёва, дочь Виталия Константиновича Таболина, никогда не хотела стать выдающейся спортсменкой. Да и отец от неё не требовал высоких достижений в спорте, просто любил и прививал любовь к здоровому образу жизни. Летние месяцы Эля проводила с папой и группой мальчишек-гонщиков на сборах на Торбеевом озере.

«Поблажек для меня не было, я каждое утро вставала на разминку, занималась вместе с папиными воспитанниками, — говорит Эллина. —  Настолько была хорошая компания, я дружила со всеми мальчишками, которых тренировал отец. Никакой ревности не было, было весело и здорово, с теплотой вспоминаю наши сборы на Торбеевке». Дом Виталия Константиновича тоже всегда был полон ребятни: сначала у тренера собирались спортсмены, а потом родились и подросли внуки и внучки. Он обожал внучек, баловал, а вот с внуками мог быть строгим. И, конечно, до последнего дня он интересовался спортом и всегда следил за соревнованиями, немного с грустью вспоминая тот деревянный сарайчик на «Спартаке» с его особенным «велосипедным» запахом.

 Виталий Таболин: второй отец и добрейшей души человек

Дарья Трофимова
Фото из архива семьи Таболиных и Владимира Шубнякова

Источник: Газета Вперёд


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *