Византинизм, Кирилло-Мефодиево наследие и Крещение Руси

logo
Византинизм, Кирилло-Мефодиево наследие и Крещение Руси

Проблема Кирилло-Мефодиева наследства — это в значительной степени проблема отношения славян к византинизму, пробле­ма исторического выбора славянских народов. Она впервые встала перед ними во всей остроте как исторический императив 1100 лет назад, причем одновременно, в поразительной синх­ронности, в рамках всего славянского мира. 863 год — начало миссии свв.братьев в Великую Моравию, 865-й — крещение Болгарии, между 864 и 866 гг. — первое крещение Руси, 869 год — крещение сербов.

И если не касаться истории братских славянских народов — где также можно найти удивительные аналогии — и ограничиться истори­ческим опытом Руси, то мы увидим, что в переломные моменты ее бытия, на крутых головокружительных виражах каждый раз неизбеж­но вставал перед нею вопрос об отношении к духовному и культурному наследию Византии. Так было через 100 лет после кончины св.Мефодия, когда киевский князь Владимир оказался на распутье, перед вы­бором вер, легендарное сообщение о котором отвечает глубокой внутренней правде. Так было во время мощного подъема Московского государства, в период Флорентийского собора, когда нашему церков­ному и государственному руководству нужно было самому решить вопрос о том, куда идти дальше, и оно приняло решение, отвергнув унию, и в противовес Константинопольской Матери-Церкви осталось верным византийскому наследию. В середине XYII века — переломного века в истории России — проблема отношения к византинизму раско­лола русское общество: его часть, абсолютизировавшая национальный религиозный опыт и противопоставившая его опыту вселенской Цер­кви, уклонилась в раскол. Враждебная византинизму утилитарист­ская эпоха Петра, казалось, привела Россию к окончательному разрыву с прошлым. Но этого не случилось. Свв.Паисий Величковский, Тихон Задонский, Серафим Саровский и великий святитель Русской Земли Филарет Московский явили собой вехи нашего возвра­щения к традиционным духовным ценностям…

Читать всю статью в формате PDF >>



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...