На прошлой неделе пришло печальное известие – на 63-м году жизни ушёл из жизни бывший дирижёр Сергиево-Посадского муниципального оркестра Рубен Микаелян.
Рубена Леонидовича ценили как профессионала, любили как человека. Я это пишу не потому, что «о мёртвых либо хорошо, либо ничего». Это действительно так. Мне довелось неоднократно встречаться с музыкантом, и, не скрою, каждый раз я подпадал под обаяние его личности.
Но пусть о нём вспомнят те, кто проработал с ним не один год.
Игорь Островский, пианист муниципального оркестра:
— Рубен Леонидович подпадает под классическое романтическое клише музыканта. Он был вундеркиндом. Учился в Центральной музыкальной школе в Ереване, с детства гастролировал, работал в камерном оркестре Ереванского радио, был высококлассным музыкантом.
Он тонко чувствовал людей, умел их убеждать что-то делать, добиваться результата. Он был очень образованным, постоянно что-то читал, смотрел, слушал. Он был больше, чем интеллигентный человек, он был человеком высокой культуры.
У меня всегда было ощущение, что Рубен Леонидович носит в себе какую-то внутреннюю трагедию. Такое подозрение всегда возникает, когда человек крайне остроумен. Он всегда приходил на репетиции с записной книжечкой, куда попунктно записывал, что надо сказать и сделать. Заканчивая чтение каждого пункта, он говорил: «… Это раз… Это два…». А в конце мог добавить: «Сейчас прочитаю последнее, что я записал. Вот. Вас много, а я один».
Все шутки были ситуационные и никогда не повторялись. В одной классической пьесе тромбонист Денис Беляев не хотел играть. Он должен был вступать, Рубен поднимает руку в его направлении и видит, что там никого нет, стул пустой. Он выходит к Денису, стоящему на балюстраде, и говорит: «Денис, ты чего?» Денис ответить не решается и насупленно молчит. «Ты не хочешь играть эту пьесу?» Денис кивает головой. «Ты принципиально не хочешь её играть?» Опять кивок. Тогда Рубен Леонидович прикладывает руку к сердцу и говорит умоляющим голосом: «Ну я тебя прошу». Денис берёт тромбон и играет.
Ещё мне, как музыканту, нравилось то, что у Рубена Леонидовича был ярко выраженный музыкальный вкус и он им никогда не поступался. Музыканты такого уровня имеют право на пристрастия и неприязни.
Полина Подмазова, дирижёр струнной группы муниципального оркестра:
— Для нас, струнников, было важно, что Рубен Леонидович виртуозно владел скрипкой, потому что тот, кто находится у руля, должен понимать суть возникающих проблем. Оркестр был собран в 1994 году в основном из преподавателей музыкальных школ, и его основной целью было вывести их на профессиональный исполнительский уровень. Поэтому Рубен Микаелян внёс колоссальную лепту не только в создание муниципального оркестра, но и в поднятие профессионального уровня преподавателей города и района.
В те годы мы играли миниатюры. Он подбирал очень интересный репертуар. Это были жемчужины разных времён, разных стилей с характерными штрихами и приёмами, каждый из которых он тщательно отрабатывал.
Микаелян привлекал музыкантов из Москвы, без помощи которых оркестр не состоялся бы. Кто-то в Фейсбуке написал, что в коллективе сейчас сплошь приглашённые. Ничего подобного! Приглашённых у нас очень мало – несколько человек. Это контрабасисты и скрипачи, которых не хватает.
Из того, что мы играли с Микаеляном, запомнились молдавские хоры, «Восточный танец» Асламазян, адажио Фригии из «Спартака» Хачатуряна. Сейчас мы играем барочную музыку. В наши дни происходит бум этой музыки. Она приватная и раньше исполнялась в салонах. Музыка барокко не рассчитана на большие публичные пространства. 17 февраля мы даём полуторачасовой концерт такой музыки в Малом зале ДК Гагарина. Будет настоящий клавесин ручной работы и барочный гобой, на котором будет играть лауреат международных конкурсов Филипп Нодель.
Но нельзя забывать, что у истоков нынешнего оркестра стоял Рубен Леонидович. Он создавал хорошую творческую атмосферу в коллективе, без которой никакая поддержка извне, которую оказывали занимавшиеся в те годы вопросами культуры Галина Суббота и Николай Хохлов, не помогла бы.
От интервьюера
Я вспомнил одну историческую шутку, которую мне как-то рассказал Рубен Леонидович. Однажды Пуччини спросили, почему в оркестре, которым он дирижирует, играют одни мужчины. Он ответил: «Потому что красивые женщины меня отвлекают, а некрасивые – раздражают».
Источник: Газета Ярмарка
Загорская ГАЭС подарила городской библиотеке новые книги
Объявления об отключении электричества в Загорских далях развешивала не УК
Молодёжный фестиваль «Студенческая весна» прошёл в Сергиевом Посаде
Более 100 человек обратились за помощью к омбудсмену в Сергиевом Посаде с начала года
Пенсионерам будут выплачивать компенсации за капремонт