«Бэби, бэби, бай-бай!»

logo
30 Nov 2018/«Бэби, бэби, бай-бай!»

Слова из некогда знаменитой песни некогда знаменитого американского певца и борца за мир Поля Робсона… В нашей истории будут и чернокожий бэби, и «бай-бай», и Робсон, и полулегендарная история, почти сказка на ночь.

У каждой легенды должен быть исходник, и не важно, как называется заповедная территория – Трансильвания или Красюковка. Так случилось и с историей Джеймса Ллойдовича Паттерсона, советского поэта и переводчика, исполнителя роли негритёнка из фильма «Цирк».

Первоисточником стал очерк краеведа Владимира Жданова «Дом молодожёнов» и воспоминания сотрудника Института игрушки В. Г. Данилевского. В начале 1930-х годов у купца и издателя Семёна Белякова был конфискован дом № 6 по Бульварной улице. В нём поселились специалисты Института игрушки. И жила там семья Араловых, у которых дочка Вера тоже работала в этом институте, и вышла замуж за темнокожего американца Ллойда Паттерсона.

У них родился ребёнок, который стал центровой фигурой в сюжете фильма «Цирк», а потом по некоей причине (о ней я скажу чуть ниже) Араловы уехали в Москву. Ллойд Паттерсон в 1941 году вступил в московское ополчение и погиб под Москвой…

Соблазн в случае с каждой легендой — её разоблачить. Или, по крайней мере, уточнить какие-то моменты, которые, как показывает жизнь, бывают порой и поинтереснее.

Ну хотя бы про дочку Араловых — Веру Ипполитовну Аралову-Паттерсон. Первый художник-модельер со званием «заслуженный». Создательница дамских сапог с молнией (на Западе их прозвали «казачок»). Без них мы теперь не можем представить осенний или зимний дамский образ!

Интересная художница — декоратор, прикладник и станковист. С 1979 и по 1994 жила и работала в Абрамцеве. В 2016 году в абрамцевском музее прошла выставка её работ. Промелькнул образ Веры Араловой и в довольно скандальном сериале о жизни и похождениях первой советской топ-модели Регины Збарской «Красная королева» 2015 года. Не забыли там и Джеймса — его роль исполнял актёр Виктор Стороженко.

А вот далее некоторые факты о её семье, объявившейся в Загорске в начале 1930-х.

Сайт fb.ru сообщает: «Аралова Вера Ипполитовна появилась на свет в 1911 году в Виннице. Она была дочерью разведчика, служившего в 1-й Конной армии под предводительством С. Будённого. Она практически ничего не помнила о том, как семья пережила сначала Первую мировую, революционные события 1917 года, а затем и Гражданскую войну. Предположительно, её родители перебрались из Винницы в Москву ещё до этих трагических событий, да там и обосновались. В раннем детстве у Веры обнаружили способность к рисованию, поэтому после окончания школы она уже твёрдо знала, чем будет заниматься. Девушка пошла учиться в Московский изобразительный техникум, где её преподавателями стали такие известные художники, как Е. Н. Якуб и С. Ф. Николаев».

Эту же версию сообщают и другие. Но вот загадка… Хорошо известен профессиональный разведчик, создатель Регистрационного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики (предтеча ГРУ) Семён Иванович Аралов. А вот Ипполит Анисимович задал нам работы!

Справочник «Российский медицинский список» за 1902 год сообщает, что «Аралов Ипполит Ани­симович, 1871. окончил уни­вер­ситет в 1896 г., лекарь, коллежский асессор, младший врач Лейб-Гвардии Пе­тер­бург­ского полка. Варшава».

У Ипполита Аралова были два брата — Игнатий, статский советник, педагог, и Пётр, тоже врач. Геральдическая книга дворян Орловской губернии сообщает об отце Ипполита, Анисиме Прокоповиче Аралове: «Потомственный дворянин, указом Департамента геральдии записан 31 мая 1884 года. Из дворян орловской губернии». Араловы внесены в раздел, где зафиксированы «Древние благородные роды, доказавшие дворянство, достоинство которых восходит за 100 лет (т. е. до Петра Великого)». Барин, однако!

Можно предположить, что И. Аралов в новом обществе материализовался «по основной профессии». Тем более что конфискованный дом № 6 по Бульварной улице был предоставлен сначала работникам здравоохранения. Была тогда такая инициатива — ветеранам-педагогам давать сначала бывшие лаврские коттеджи в районе Старой фермы (ныне микрорайон Ферма), а ветеранов-врачей разместить на Красюковке… К середине 1930-х годов дом № 6 стал обиталищем молодых специалистов-игрушечников.

В СССР Ллойд Паттерсон был диктором Иновещания — он попал с группой темнокожих американцев, приехавших для съемок пропагандистского фильма «Чёрное и белое». Их с Верой сын Джеймс не был первенцем. Старший, Ллойд Ллойдович Паттерсон, погиб в автокатастрофе. Младший, Том, тоже работал диктором на радио.

Снова в Загорске Джеймс Паттерсон появился только в 1970-е годы как советский поэт и переводчик. А вот В. Жданов прямо сообщает причины, заставившие чету Паттерсонов навсегда покинуть Красюковку — жители не воспринимали этого брака! Вот и всё тут.

…Как и положено всякому курсанту, а потом лейтенанту, юный Джеймс писал стихи. В стол. Но когда приехал в СССР певец из Штатов Поль Робсон, то отправил свои стихи в Москву. Напечатали, обратили внимание, в том числе и в политическом плане!

Джеймс поступает в Литературный институт, пишет сам, переводит молодых поэтов Африки. Благо, что творят они не на банту и суахили, а на английском и французском, которые моряк-подводник знает обязательно! В институте дружит с Николаем Рубцовым, тот посвящает Джеймсу стихотворение. Но потом, в официальном сборнике, посвящение снимает. Как оказалось, между мятущимся Рубцовым и удачливым Паттерсоном была пропасть.

Первая книга Паттерсона вышла в 1963 году — «Россия—Африка». Два года спустя вышла совместная с матерью книжка для детей про историю одежды «В какой одежде ходили прежде»: рисунки Веры Ипполитовны, стихи Джеймса.

Экзотическая внешность поэта производила впечатление и в столичных кругах, и на периферийке, куда он постоянно выезжал с «чёсами» (жаргонное слово было в ходу уже тогда). Многим запомнилась его рука — тёмная сверху с белой ладонью.

В начале 1980-х Джеймс зачастил в Загорск, был частым гостем редакции «Вперёд». Ныне покойный ветеран на­шей журналистики Вячеслав Васильевич Витушкин вспо­минал, что появления Джеймса ожидали с некоторым ужасом — он привозил не иначе как поэмы! Отказать такой персоне было трудно, но поэмы никак не вписывались в формат районки! Всё же в 1984 году была опубликована поэма Паттерсона «Абрамцево».

Несколько раз в восьмидесятые Джеймс был замечен на Красюковке, один раз с младшим братом Томом, пару раз со столичными знакомыми.

…Рассказывали, что Ллойд Паттерсон обучал Любовь Орлову своему чудовищному акценту в русском языке (диктором-то он был на иновещании!)

Неидеальным оказался и английский Джеймса, когда он с матерью в 1994 году перебрался в США.

Предположения Веры Ипполитовны об успехе оказались иллюзией, для Америки Паттерсоны были всего лишь «социальными мигрантами». К тому же Джеймс со своей советской ментальностью совершенно не вписывался в новый для него литературный мир.

Вера Ипполитовна умерла в 2001 году. Джеймс вёл затворнический образ жизни. После нескольких передач по российскому телевидению в 2013-14 годах его обнаружили российские друзья. В мировой паутине вы без труда найдёте информацию о «негритёнке с Красюковки» — Джеймсе Ллойдовиче Паттерсоне.

Алекс Рдултовский

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Радио Посад (90,6 FM)
Адрес: Сергиев Посад, Болотная ул., 15 Сайт: posadfm.ru Телефон: +7 (496) 547-80-00 Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 17.00, без обеда Сб - выходной Вс - выходной     Радио «Посад 90.6 FM» — первая в Сергиевом Посаде... подробнее...

[2] — Справочная информация про город Сергиев Посад и Сергиево-Посадский район. Достопримечательности, исторические личности и известные люди, адреса и телефоны организаций, учреждений и компаний города и района. подробнее...

[3]Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление). подробнее...

[4]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...