Большое видится на расстоянии. 100 лет со дня рождения Бориса Трайтеля

logo
Большое видится на расстоянии. 100 лет со дня рождения Бориса Трайтеля

Вчера, 13 ноября, во Дворце культуры им. Ю. Гагарина прошёл вечер памяти бывшего директора Бориса Исааковича Трайтеля, работавшего здесь в 1960-1970-х годах. В эти дни ему исполнилось бы 100 лет. Каким был этот человек, что он сделал и почему через сорок лет после его ухода из «гагаринца» благодарные земляки возвращаются к этому имени?

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

Цветы запоздалые

В середине 1990-х годов, когда Дворец культуры приходил в упадок и в фойе торговали всем на свете, его сотрудники решили подготовить для своего бывшего директора юбилейный вечер: Борису Исааковичу исполнялось 80 лет. К тому времени он не работал здесь уже два десятка лет, и кое-кто опасался: вспомнят ли, придут ли?

Зал был полон, и балкон тоже. Когда юбиляр вошёл в Большой зал и направился в амфитеатр, сотни людей встали и встретили его переходящими в овацию аплодисментами. Растроганный именинник поднялся на сцену и отсюда его уже не отпускали весь вечер, усадили в почётное кресло. Всё, что происходило в течение нескольких часов, можно назвать искренним признанием в любви человеку, который отдал загорчанам и Дворцу самые лучшие годы своей жизни.

Он в нём не работал, он ему служил. Однако судьба посылает испытание даже таким преданным, бескорыстным и талантливым в своём деле людям. Борису Исааковичу едва исполнилось 60 лет, как его попросили уйти из Дворца… Он не стал объясняться и ушёл.

Казалось, его имя стало забываться, однако переполненный зал опроверг прежние наветы завистников, а двух десятилетий расставания как будто и не было. В течение вечера ему говорили много тёплых слов и буквально засыпали цветами.

«Ну что вы, какое забвение? – говорили в антракте незабываемого вечера. – Он столько сделал потом в клубе кондитерской фабрики! Этот невзрачный клуб благодаря ему обрёл вторую жизнь».

Борис Трайтель-1

Борис Трайтель на юбилее во Дворце культуры, 1995 год

Исполнение мечты

Борис Исаакович Трайтель – не коренной загорчанин. Жил во Львове, работал в Омской школе милиции заведующим клубом. Потом был призван на войну…

В Загорске его узнали в 1950-х годах как директора клуба на Скобяном посёлке, а также по участию в праздниках песни на Вифанских прудах.

Скобяной микрорайон, по словам ветеранов, был тогда местом беспокойным и даже опасным для поздних прохожих. Культура здесь приживалась трудно.

С приходом сюда Бориса Трайтеля положение стало меняться. Сегодня бы сказали: он изменил имидж культурного учреждения. Об этом говорит хотя бы такой факт: директору удалось привезти и показать здесь первые копии фильмов «Карнавальная ночь» и «Девушка с гитарой». А когда в этот непримечательный заводской клуб приехала сама Людмила Гурченко, народ чуть не развалил очаг культуры. Этот премьерный азарт Борис Трайтель сохранит на всю жизнь и, конечно, перенесет его во Дворец культуры.

…Когда автор этих строк встречалась с ним в канун его 80-летия, Борис Исаакович вспоминал: «Я так мечтал работать во Дворце!»

Его мечта исполнилась в 1961 году, когда ему было уже 46 лет. Весь накопленный опыт, неиссякаемую энергию, нерастраченный потенциал и смелые планы – всё он принес сюда. Директор и Дворец словно ждали друг друга.  

В первое утро, когда Борис Трайтель шёл на работу, на месте нынешнего здания отеля «Посадский» он увидел большие кучи мусора — его сносили сюда жители близлежащих домов. Через несколько дней на месте свалки были чистые ровные площадки, засыпанные песком. Потом вокруг Дворца посадили множество деревьев, появилась асфальтированная дорожка к рынку, а ещё – летняя эстрада.

Во время той давней встречи Борис Исаакович неожиданно спросил меня: «Знаете, почему уже 60 лет в московском метро не сорят?» Пока я собиралась с ответом, он сказал: «Потому что там всегда чисто».

Первым директорам Дома культуры (так сначала называли будущий Дворец) Ф.Г. Блинову, Д.А. Жиркову, а потом и Борису Трайтелю непросто было прививать зрительскую культуру. Народ привык сидеть в Горкино в пальто, шапках и сапогах. Роскошные интерьеры Дворца смутили не всех, кто-то по старинке проходил мимо раздевалки. Помню, и я, молодой специалист 1970-х, прятала ноги в старых студенческих сапожках под кресло. Отставив все необходимые расходы, с первой получки купила новые туфли.

Зеркальный паркет поражал. Рассказывали, как Борис Исаакович долго и терпеливо искал в городе (а где их было взять тогда?) мастеров, которые могли бы профессионально начищать полы. И нашёл!

В начале 1960-х годов, вспоминают старожилы, кино здесь не показывали, не было оборудования. А потом оно появилось, для Большого и Малого залов, самое лучшее в области.

Когда у Бориса Исааковича спрашивали о наличии образования, он вполне серьёзно отвечал, что у него десять вузов за спиной. Опровергнуть было трудно: он играл на нескольких музыкальных инструментах, был известен как сценарист, режиссёр массовых зрелищ. Агитбригада, где он проявил талант сценариста, стала лауреатом Всесоюзного смотра, а популярный тогда журнал «Клуб и художественная самодеятельность» попросил поделиться опытом. Агитбригаду из восьми зомзовских рабочих и инженеров горожане помнят до сих пор. Начальникам не всегда нравились её критические выступления, они морщились, но слушали, и даже смеялись вместе со всеми.

Фестиваль на Вифанских прудах 1961

          Фестиваль на Вифанских прудах, 1961 год

Дружил с Юрием Никулиным

Казалось, Трайтель умеет делать то, что не могут другие. «Это не так, — возражал он. – В области нас было три «кита» — в Калининграде (ныне Королёв) работал А.Н. Колинов, в Ступино – Б.А. Долгополов. Последний был широкий человек, читал как бог! Бывало, на семинарах я сажусь за рояль, он – к микрофону, целые концерты давали!».

Пожалуй, ярче других в Борисе Исааковиче проявился организаторский талант, он умел налаживать деловые связи. И с ним самим, интеллигентным, эрудированным, хотели дружить многие. Но знали: далеко не все могут сказать: «А вот мы с Трайтелем…». При всей общительности он умел держать дистанцию, не позволял походя хлопать себя по плечу.

Дворец культуры в его годы был Большим и Малым театром, консерваторией и кинопремьерным домом. Практически все столичные театры побывали здесь многократно. Даже Юрий Любимов, не жаловавший «провинцию», сдался Трайтелю и привёз Театр на Таганке в Загорск. Публика выбирала спектакли на свой уже искушённый вкус: МХАТ, Ленком, театр на Малой Бронной, Современник, Малый. Народная артистка СССР Элина Быстрицкая сыграла у нас в семи различных спектаклях! А ещё неоднократные гастроли ансамблей «Берёзка», Игоря Моисеева…

Борис Исаакович дружил с мега-звёздами советского искусства, а с Юрием Никулиным — до последних его дней.

Удача, казалось, сама приходила в его кабинет. Но она же его и испытывала.

…Фильм «Ошибка резидента» опустошал улицы, и, само собой разумеется, Борис Исаакович задался целью привезти на встречу со зрителями «главного резидента», актера Георгия Жжёнова. Уговорил его с трудом, и сам за ним поехал. Как потом рассказывал, терпеливо сидел у него на кухне и ждал. Актёр прилетел из Ленинграда, появился в своей московской квартире в полседьмого вечера. И почему-то не торопился со сборами. А в семь его ждали зрители в Загорске. Борис Трайтель, и сам амбициозный человек, молча скрипел зубами – и ждал. Во Дворец прибыли с большим опозданием, но из зала не ушел ни один человек!

«Адъютант его превосходительства» Юрий Соломин после премьеры фильма был нарасхват, подступиться было невозможно. Но Трайтель нашёл подход, актёр приехал на встречу с первой копией кинобестселлера.

Киноэпопею «Тени исчезают в полдень» писатель Анатолий Иванов, по чьему роману поставлен фильм, привёз к нам без купюр (в широком прокате он шёл с «поправками» цензоров).

До сих пор вспоминается восторженный зал, встречавший Германа Титова. Космонавт номер два нашёл время для загорчан вскоре после полёта. Непостижимо, но нашёл.

И за всем этим был невидимый упорный труд директора Дворца культуры.

С дочкой Викторией

   Борис Трайтель с дочкой Викторией

В атмосфере творчества

«Один человек, будь он хоть семи пядей во лбу, ничего сделать не может, — говорил он. – Надо уметь подбирать людей».

Те, кто помнят Дворец трайтелевского периода, отмечают необычайно творческую атмосферу, которая царила здесь. Храм искусства (так называли тогда Дворец) серьёзные скандалы не сотрясали. Борис Исаакович умел примирять людей – уговорами или своей волей. Он сам — с его неторопливой походкой, прямой спиной и особенной улыбкой, был воплощением спокойствия, достоинства, человеческой мудрости, того, что многим руководителям не дано. Никогда не суетился перед начальниками и при этом они уважали его. Обладал высокими связями, но ничего для себя не просил, у него не было ни машины, ни дачи. Квартира в доме напротив Дворца и была его недвижимостью.

Одни сотрудники недолюбливали его за «излишнюю» строгость, другие отмечали работу с ним как лучшие годы своей жизни. Трайтель настойчиво советовал своим сотрудникам учиться – в Московском институте культуры, ленинградской Высшей профсоюзной школе искусств. Само собой разумеется, выпускник должен был возвращаться в родные стены.

Борис Исаакович был хозяином Дворца культуры в самом лучшем смысле этого слова. Но при этом здесь было создано правление из работников ЗОМЗа, оно определяло культурную политику, и к его пожеланиям директор внимательно прислушивался.

Самодеятельное творчество заводчан и горожан достигло такого уровня, что столичные члены жюри, судившие смотры и фестивали, подчас сомневались: а нет ли среди участников профессиональных артистов?

Здесь обретали второй дом танцоры, вокалисты, хористы, филателисты, нумизматы, пчеловоды, автолюбители, живописцы, актеры, садоводы.

…Помню я, староста кружка бальных танцев, потеряла кошелёк, где было 80 рублей – месячный сбор за занятия, по сумме — моя зарплата. Расстроенная, я сказала об этом руководителю кружка. Он пошёл к Трайтелю, о чём они там говорили, не знаю. Пришёл, говорит — не переживай, у всех бывает. Так доверял людям Борис Исаакович.

Он очень любил талантливых людей. Из стен «гагаринца» вышли известные люди. Например, Валентина Гаевая, народная артистка Беларуси, руководитель знаменитого хореографического ансамбля «Хорошки». Много лет руководителем инструментального ансамбля Александра Малинина и аранжировщиком его песен был Александр Бобров. Пела в академическом русском хоре им. А.В. Свешникова Людмила Мухина. Главным режиссёром «Театрального ковчега» стал Александр Швецов.

Особый расцвет в этот период переживал Народный университет, состоящий из 11 факультетов – литературного, киноискусства, общественно-политического и других. Долгие годы на общественных началах им руководила инженер ЗОМЗа Н.Л. Благодарова, образованнейший человек. При Трайтеле университет был признан лучшим в СССР, а опыт его работы рекомендовали регионам страны.

Успешную деятельность Б.И. Трайтеля ценили не только в области, но и в республиканском министерстве культуры. Неоднократно предлагали повышение, в частности, возглавить Московскую областную филармонию. Но он отказался.

В 1971 году за высокий профессионализм, творческое отношение к делу и достигнутые результаты ему, одному из первых в нашем районе, было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Он беззаветно любил своё детище, опекал его не зная выходных и праздников. Даже когда уезжал в командировки и возвращался поздно, шёл сначала во Дворец, убеждался, что там всё в порядке, и только потом — домой.

Трайтель 001

          Борис Трайтель, 1971 год

***

Полгода назад, в марте 2016-го, большая группа горожан обратилась к городским властям с просьбой установить во Дворце культуры им. Ю. Гагарина памятный знак Борису Трайтелю. Эту работу с успехом мог бы выполнить наш земляк, молодой, но уже признанный скульптор Денис Соловьёв — проект давно готов. К сожалению, в силу ряда обстоятельств к 100-летию Бориса Исааковича осуществить эту инициативу не удалось.

Валентина БОЛОТОВА, член инициативной группы
Фото из архива Бориса Трайтеля

Источник: Сергиевские ведомости

 

Сохранить



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]«Загорский Оптико-Механический Завод», ОАО («ЗОМЗ»)
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 212-в Сайт: zomz.ru Телефон: +7 (496) 546-93-98 Часы работы: Пн-Пт c 8.00 до 17.00, обед с 12.30 до 13.30 Сб - выходной Вс - выходной Эл. почта: info@zomz.ru     Разработка и... подробнее...

[2]Известные люди города и района
В этом разделе справочника представлены далеко не все известные люди Сергиево-Посадского района, основным критерием попадания сюда, является количество упоминаний имени человека в... подробнее...

[3]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[4] — Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный ковчег» подробнее...

[5]Недвижимость и строительство в Сергиево-Посадском районе
Бизнес-новости и пресс-релизы компаний, работающих на рынке недвижимости и строительства Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...

[6]Дворец культуры имени Юрия Алексеевича Гагарина.
Более 60 лет Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина является центром культурно-досуговой жизни города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района.
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 185
Сайт: dk-gagarina.ru
Телефон: +7 (496) 542-72-61
Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 18.00, без обеда Сб, Вс - выходной
Эл. почта: dk-gagarina@yandex.ru подробнее...

[7]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...