«Большая демократия» и маленький город. К 100-летию революции 1917 года

logo
«Большая демократия» и маленький город. К 100-летию революции 1917 года

Весь 1917 год Россию лихорадило. Начавшись с Февральской революции и отречения от престола Николая II, год завершился приходом большевиков с радикальным изменением и системы власти, и уклада жизни. Как это время пережил провинциальный Сергиевский посад? Что происходило в нашем городе в период между двумя революциями?

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

«Троевластие»

Летом 1917 года в жизни Сергиевского посада начался недолгий «демократический период». Уникальность политической ситуации, сложившейся в нашем городе, отмечали многие исследователи. В отличие от общероссийского «двоевластия» (Временное правительство – Советы) у нас сложилось «троевластие»: Распорядительный комитет, Городская дума и Совдеп. Последний, несмотря на ультрареволюционное название («рабочих и солдатских депутатов») оказался очень покладистым и состоял в основном из представителей местного истеблишмента. Этот Совет пережил Октябрьские события и продержался до 19 августа 1918 года, когда был разогнан как «неправильно избранный» рейдерами из Москвы.

А вот Совет в Хотькове был куда более радикальным.

На его организационном собрании 11 (24) июля 1917 года присутствовали 13 представителей шести местных фабрик и заводов: Прокшинской красильной фабрики Грушина, Жуковского обозного завода Грюнталя, Горбуновской фабрики Сазонова, меднолитейного завода Шапошникова, Репиховской фабрики Шатровой, стекольного завода Грингауза.

Председателем избрали рабочего Репиховки Петра Корсаковского.

14 сентября 1917 года на плечах краха «корниловщины» (военный мятеж генерала Корнилова в Петербурге. – Ред.) он потребовал передачи всей полноты власти Советам.

«Большая демократия» и маленький город. К 100-летию революции 1917 года

Владимир Соколов. «Революционный парад в Сергиевском посаде, март 1917 года»

Митинги

В Сергиевском посаде и Хотькове проходили митинги. Среди вопросов, которые обсуждались на них, были и глобальные. Так, собрание 500 рабочих и кустарей посада приняло резолюцию по вопросу организации власти в России: «Принимается желательность демократической республики».

О времени между революциями сохранились воспоминания сына библиотекаря Московской Духовной академии Фёдора Попова. Он рассказывает о политических митингах, проводившихся в сергиевском Драмтеатре на Рыбной улице: «…Беспрерывно шли днём и вечером массовые, до трёхсот человек, митинги различных представителей партий… Каждый оратор выступал до тех пор, пока его поддерживала толпа… На митинги ходили главным образом солдаты местного гарнизона, рабочие-железнодорожники станции Сергиево, монахи, семинаристы, гимназисты, студенты, академисты, учащиеся старших классов местных школ, кустари-надомники, беженцы и местная интеллигенция».

Дополняют эту картину воспоминания мемуариста Сергея Волкова: «После февраля 1917 года, будучи учеником 8 класса гимназии, я, как и многие мои сверстники, увлёкся на какое-то время политическими вопросами: посещал митинги, проходившие в городском театре, часто сам выступал на них… Затем по моей инициативе и с одобрения начальства нашей гимназии, двух женских гимназий и Ленчицкой учительской семинарии, эвакуированной в Сергиев Посад из Западного края, стали проходить такие же митинги, чтобы отвлечь учащихся от участия в общегородских, которые в обстановке развивавшихся политических страстей становились уже небезопасными».

В Лавре

Сложная обстановка складывалась вокруг Троице-Сергиевой лавры. Уже в марте 1917 года, судя по письму архимандрита Кронида, на митингах звучали призывы «что надо освидетельствовать святые мощи Преподобного Сергия: действительны ли они, не есть ли подделка монахами и прочие оскорбительные слова для Преподобного».

Троице-Сергиева лавра в этот период рассматривалась как «очаг контрреволюции», имеющий большое влияние на умы русских людей.  Новый, «демократический» обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Львов, приехав в город, заявил, то «ближайшая цель –освобождение церкви от распутинской грязи и создание новой Церкви, жизнь которой текла бы согласованно с жизнью государства».

10 марта 1917 года в Лавре был произведен обыск. Участвовавшие в нем офицеры 29-го полка потребовали сообщить о наличии золотых монет и подземных ходов. Обыски прошли и в типографии и редакции «Троицких листков» – массового издания для паломников.

О ситуации вокруг Лавры товарищ министра МВД Временного правительства Николай Щепкин телеграфировал московскому губернскому комиссару: «Имеются сведения о тревожном положении ТСЛ. Прошу принять по согласованию командующего войсками срочные меры охраны Лавры».

«Большая демократия» и маленький город. К 100-летию революции 1917 года

Курсанты располагавшихся в Лавре электрокурсов. Осень 1917 года

Торговля

Тем временем ситуация с продовольствием складывалась всё хуже и хуже. Очень ярким примером является Обязательное постановление городской Думы «О продаже и покупке на базаре в Сергиевском Посаде продуктов первой необходимости». Позволим цитату: «В воскресенье торговля производится на Красногорской площади, а в остальные дни на сенной площади у городских весов (на месте нынешнего Вечного огня и Мемориала славы. – Ред.). Во всех других местах города (у заставы, на улицах и пр.) торговля безусловно воспрещается».

«Большая демократия» и маленький город. К 100-летию революции 1917 года

Свободная торговля в свободном Сергиевском посаде регулировалась особым документом – продовольственной книжкой: «Без предъявления местной продовольственной книжки продажа и покупка продовольственных продуктов воспрещается». На самые необходимые продукты были введены нормы отпуска.

«Большая демократия» и маленький город. К 100-летию революции 1917 года

Сочно и пессимистично описывал облик города осенью 1917 года публицист М. Белоросс (Белявский) на страницах газеты «Московские ведомости». Расхристанные солдаты, не признающие дисциплины, бурьян в Лавре, трещина в фундаменте Успенского собора, «скабрезные» водевили в Драмтеатре. Торговки на рынке пугают друг друга германцем (шла Первая мировая война. – Ред.), который со дня на день доберётся до Посада. А всё потому, что посадские кустари забыли Господа Бога, и кипарисные крестики вырезают плохо, а всяких дятлов на продажу – хорошо…

 

Алекс РДУЛТОВСКИЙ 

Источник: Сергиевские ведомости



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...