Божий храм

logo
Божий храм

Обращаясь к коринфянам, апостол Павел пишет: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которо­го имеете вы от Бога <…> Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор 6:19-20). Та­ким образом, человек уподобляется храму, причем как в храме возносится хвала Богу, так и человек призван к прославлению Творца. Человек, являющийся венцом творения Господня, уподоб­ляется жилищу Бога Живого — храму. В другом месте Апостол языков опять говорит на эту тему: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Бо­жий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор 3:16-17). Как разорение храма, так и надругание над че­ловеком, согласно Священному Писанию, является большим гре­хом: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата <…> скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф 5:22) — говорит Христос.

В свою очередь, в образе храма имеются антропоморфные эле­менты и храм уподобляется человеку. Высказывания об этом встре­чаются, например, у современных авторов. Академик Д. С. Лихачев, говоря о красоте русской природы, русской души пишет в «Замет­ках о русском»: «Московские церкви XVI и XVII вв. не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и «очи» — окна с бровками или без них. Церковь — мик­рокосм…». [1] Таким образом, мы видим аналогию: храм — это ме­сто особенного присутствия Живого Бога; человек есть вместили­ще бессмертной души. Трехчастный храм (алтарь, центральная часть и притвор) соответствует трехмастной человеческой природе (дух, душа и тело).

В святом Крещении каждому человеку дается Ангел хранитель и имя святого угодника Божия. Храм освящается в честь святого или священного события. Богослужебная жизнь Церкви дает нам еще одно подтверждение этого соотношения: храм — человек. В древности в силу действовавших тогда богослужебных уставов праздновался не престольный праздник, как ныне, то есть не имени­ны храма, а день его рождения, то есть дата освящения. [2] В совре­менном церковном календаре сохранилась только одна такая память из русской истории: 26 ноября полагается память освящения храма мученика Георгия в Киеве, воздвигнутого князем Ярославом в честь своего Небесного покровителя.

После апостольских времен понятие храм благодаря развитию гимнографической и гомилетической мысли приобрело различные новые значения, став амбивалентным. Этот образ часто применя­ется для прославлении Пречистой Девы Марии. Богоматерь, по­служившая делу спасения рода человеческого, явилась храмом Божества. Кондак праздника Введения Богородицы во храм начи­нается словами «Пречистый храм Спасов…». В службе чудотворной иконе Неопалимая Купина (пам. 4 сент.) Она называется: «Храм Трисолнечнаго Света прекрасный». [3] Далее молящийся обращается к Богоматери: «…храм мя чистоты и целомудрия соделай». [4]

Святые подвижники, стяжавшие добродетели, также уподоб­ляются храму. О пророке Захарии говорится: «Храм жив и оду­шевлен Божественнаго Духа был еси и посреде храма, славне, Бо­гу служа чистым сердцем, неправедно заклан был еси». [5] В службе преподобному Симеону Столпнику (t459; пам. 1 сент.) подвижник прославляется: «…храм уготовил еси себе Господу Твоему». [6] «Не­бесным храмом» называются райские обители. [7] В службе на про­славление святителя Иоасафа Белгородского (t 1754; пам. 10 дек., обретение святых мощей 4 сент. 1911), которое было совершено в 1911 году, говорится: «…еще живу ему сущу, храм Святаго Духа бывает». [8]

В древнерусской книге «Изборник» 1073-го г. читаем: «Храми Божии суть вой святии». [9] Эта мысль очень точно передает дейст­вительную суть храмов Церкви воинствующей, в земных условиях пребывающей. Одновременно возникает образ древнерусского храма, имеющего шлемовидное завершение. [10]

В начале XV века, со времени Митрополита Фотия (fl431; пам. 2 июля), [11] на Руси появилась практика строительства так наз. обы­денных церквей. Эти храмы возводились всем миром за один день как молитвенное обращение к Богу во время всенародных бедст­вий для их отвращения. Во время эпидемий с утра начинали стро­ить храм и затем к вечеру в нем совершалась Божественная Литур­гия. Трудясь и говея весь день, к вечеру все причащались в новом храме — и после этого отступали различные бедствия.

Можно назвать особый, знаковый храм Москвы — Успенский собор в Кремле. Построенный в 1479 году, он сразу становится символом Православия в Московской Руси и местом многих исто­рических событий. Современник, преподобный Иосиф Волоцкий («f 1515; пам. 9 сент.), писал о нем: «Храм этот можно назвать не­бом на земле: он, как великое солнце, дивно украшенный, сияет посреди Русской земли чудотворными иконы и мощами святых». [12] Вторит ему летописец тех лет: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою, светлостью зъвоностью и пространством, такова же преже того не бывала на Руси». [13] По мнению современ­ного исследователя, московская архитектура еще не знала таких размеров при построении храмов: «…величина той или иной по­стройки в Древней Руси имела большое значение с точки зрения идейно-художественной символики». [14] Пятиглавие Успенского со­бора становится характерным элементом для храмовой архитекту­ры Московской Руси.

Кафедральный собор в городе — это величайшая святыня, он молитвенный покровитель рада. Поэтому, например, Великий Новгород в древности слыл «Домом святой Софии», Изборск — «Домом святого Николая», Псков — «Домом Святой Троицы» и т. д. Известен боевой клич новгородцев: «Умрем за святую Со­фию». Их мироощущение выразил летописец под 1215 годом: «Где София, ту и Новгород». [15]

Стены русских храмов изнутри традиционно покрыты роспи­сями, но элементы росписи или мозаики могут быть и снаружи храма. [16] Храмовые росписи напоминают верующему о событиях Ветхого и Нового Заветов своей продуманной системой: святые воины внизу, мученики повыше; в куполе изображается Господь Вседержитель, на парусах сводов, поддерживающих купол, — Евангелисты и т. д. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. Все в храме взаимосвязано, все значитель­но, все напоминает человеку о смысле его существования, о вели­чии Творца мира и о значимости в нем Промысла Божия о челове­ке. Храм воплощал «соборность» — духовное единство городского сообщества: сюда приходят все, объединенные единой верой. Ис­торик XIX века М. П. Погодин, посетив в конце 1838 — начале 1839 года в Петербурге собор Смольного монастыря, писал: «Но белые стены не по моему вкусу! Я люблю быть в церкви среди сонма всех святых, святителей, мучеников и учителей, и молиться с ними вместе, пред их очами, с их заступлением, под их покрови­тельством, — чтобы все стены, столпы, двери были заселены бла­гими подвижниками христианства! Чтобы иконостас пред алта­рем, где Святая Святых, представлял мне всех Апостолов, Проро­ков, Праотцов, ближайших к Господу посредников между Им и слабым человечеством. В молитвенных избах лютеранских, как они называются в наших старых документах — иное дело: там другой дух исповедания». [17] Можно добавить, что западные кафедралы нередко поражают своими размерами, величием и… холод­ностью.

Православные храмы обращены алтарями навстречу восходя­щему солнцу, наступающему дню. Поэтому их ориентация на вос­ток не всегда точна, а по отклонению можно определить дату за­кладки храма. [18] Построение храмов — особая христианская добро­детель. «Ничтоже тако ползует душа наша, якож святых церквей создание, якоже Андрей Критский пишет в толковании на святый Апокалипсис: Аще и церковь изменит, еже не быти ей, Жертва не престанет от ангела приносима места того хранителя до скончания мира», [19] — писал царю Алексию Михайловичу Святейший Патри­арх Никон. Можно говорить об ангеле храма: некий священник служил в пустом храме и после возгласа «мир всем» ему ответили святые ангелы. Или же храм поруган и разрушен, но ангел храма пребывает при нем, скорбя. Святость места, на котором стоял храм, или в храме — престол, сохраняется, невзирая на видимое поруга­ние или разрушение. Поэтому для православного человека харак­терно благоговейное отношение к месту, где был некогда храм.

В древности строителей храмов изображали на иконах и фре­сках предстоящими Христу с построенным храмом в руках. Так князь Ярослав Мудрый был изображен вместе со своей семьей в Софийском соборе в Киеве. [20] В росписи новгородского храма Спа­са на Нередице изображен князь Ярослав Всеволодович, поднося­щий построенный им храм «повернувшемуся к нему Христу, Ко­торый благословляет его правой рукой». [21] Псковский князь Всево­лод («f» 1138; пам. 11 февр.), создатель псковского собора Святой Троицы, изображается с храмом в руке.

Нужно сказать, что нашему поколению выпала особая честь — возрождать храмы и монастыри, которые в течение десятилетий были разрушаемы, поругаемы и пребывали в запустении. Попутно можно высказать такое наблюдение: в прошлом, глядя на город­ской ландшафт, люди видели возвышающиеся дома Божии, а се­годня мы видим дома человеческие, между которыми иногда бы­вают видны золотые купола. [22] Таким образом, психология вави­лонской башни весьма импонирует современной цивилизации.

Храм — это свидетельство о вечности в нашем земном, матери­альном мире. Храм — это место соборной молитвы, к чему призы­вает нас пророк Давид: …и вознесем имя Его вкупе (Пс. 33:4). Храм, храмовая молитва верующих — свидетельство соборности в Церкви. В храме происходит освящение всей нашей жизни, начи­ная от нашего Крещения и кончая отпеванием. И в последующее время в храме возносится молитва о нас, «о неосужденном предстании» нашем Христу Богу.

В храм русский человек нес все самое лучшее. С православным храмом связано развитие искусства колокольного звона, фрески, иконописи, церковного пения. [23] Православный храм — это благого­вейное приношение Богу, Богоматери, чтимым святым, сделанное с любовью. Храмы замечательно гармонируют с природой, не­ожиданно возникают среди полей и лесов, на изгибе реки или до­роги. Русское храмовое зодчество — одна из наиболее ярких стра­ниц в истории культуры православной Руси и всего христианского мира. Создание храмов на Руси — особая страница русского бла­гочестия, любви русского человека к Богу и к красоте.

Архимандрит Макарий (Веретенников). Честнии друзи Божии. Сборник статей к 60-летию автора и к 15-тетию сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». Москва 2011

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Л., 1987. Т. 2. С. 426. См. также: Мокеев Г. Я. Эсхатология в русских памятниках архитектуры и ipaao- строительства XV-XVI1 в. // Макариевские чтения: «Христианская символика». Материалы XVI Российской научной конференции памяти святителя Макария. Посвящаегся 600-летию Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. Можайск. 2009. Вып. 16. С. 394.

[2] Лосева О. В. Русские Месяцесловы XI-XIV веков. М„ 2001. С. 88-89, 90-92, 95-100.

[3] Минея Сентябрь. М„ 2003. С. 131. 

[4] Минея Сентябрь. С. 12. 

[5] Минея Сентябрь. С. 139. 

[6] Минея Сентябрь. С. 11. 

[7] Минея Сентябрь. С. 14. 

[8] Мннея Сентябрь. С. 114. 5-6.

[9]Цит. по: Мокеев Г. Я. Городовые символы Волоколамска и Боровска// Макариевские чтения: «Христианская символика». Можайск, 2009. Вып. 16. С. 388.

[10] В последующее время форма церковных глав изменилась, см. Новицкий А. Луковичная форма русских церковных глав. М., 1909.

[11] Балакшин Р. А. Строчка из словаря // Вологодские зори. М., 1987. С. 69-78; То же // Балакшин Р. А. Избранное. Вологда, 2005. С. 480-500. Исторически дан­ная традиция возведения обыденных храмов восходит к Афону. Когда преподоб­ный Афанасий Афонский (t 1000; нам. 5 июля) начал строить храм, созидая оби­тель, то бесы за ночь разрушали все, что он созидал за день. Тог да святому яви­лась Пречистая Дева и повелела построить в течение дня храм и совершить в нем Божественную Литургию. После этого бесы перестали вредить преподобному Афанасию. — Вышний покров над Афоном, или сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Изд. 9. М., 1902. С. 138.

[12] Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993. С. 30.

[13] ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 323-324.

[14] Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М„ 1988. С. 193.

[15] ПСPЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 33.

[16] Орлова М. А. Наружные росписи средневековых памятников архитекгуры: Византия. Балканы. Древняя Русь. М., 1990.

[17] Погодин М. //. Год в чужих краях 1839. Дорожный дневник. Ч. 1. М., 1844. С. 5-6.

[18] Шевелев И. Ш. Принцип пропорции: О формообразовании и природе, мер­ной тростн древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимо­проникающих подобиях. М., 1986. С. 147.

[19] Дело о Патриархе Никоне. СПб., 1897. С. 112; Севастьянова С. К. Эписто­лярное наследие Патриарха Никона. Переписка с современниками. Исследование и тексты. М„ 2007. С. 395.

[20] Лазарев В. Н. Групповой портрет семейства Ярослава // Лазарев В. И. Рус­ская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970. С. 27-54; Высоц­кий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989. С. 64-112. Другую атрибуцию данного изображения см. Никитенко Н. Собор святой Софии в Киеве. История, архитектура, живопись, некрополь. М., 2008. С. 140.

[21] Лазарев В. Н. Групповой портрет… С. 36; Он же. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. Табл. 17 6.

[22] Ср. Кириченок Е. И. Символика сакрального пространства в русской архи­тектуре (город и село, кремль и монастырь, храм) // Макариевские чтения: «Хри­стианская символика». С. 437.

[23] См. Священник П. Флоренский. Храмовое действо как синтез искусств // Священник П. Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 201-205; То же II Священник П. Флоренский. Собрание сочинений. Т. 1: Статьи по искусст­ву. Paris, 1985. С. 41-55.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *