
Как часто в своей земной жизни мы забываем благодарить Бога за Его безграничные милости к нам. — Бог есть любовь, а любовь не знает зла. И тем не менее мы это забываем. Не помним также и благодеяний со стороны наших ближних. А еще хуже, когда мы принимаем их как должное по отношению к нам, и уже совсем плохо, если мы вместо благодарности кичимся, превозносимся, воздаем за добро злом.
Чтобы вызвать в нас христианское чувство благодарности, Святитель показывает ее красоту.
По суждению Святителя, благодарение Богу отгоняет худые помыслы. От таких помыслов никакой пользы не бывает: они не только не избавляют от расстройства, но, наоборот, вносят яд в тело и душу. Благодарение же постепенно успокоит сердце, утешит, а потом «принесет и небесное радование — залог, предвкушение радости вечной. Будете благодарить — венчик примеряете… «Благодарение» из простеньких и немногих слов, а дела делает больше, нежели сделают его тысячи умнейших книг. «Благодарение» — оружие, завещанное христианам Духом Святым чрез апостола. «Благодарение» — апостольское, Божие учение и предание, благодарение Богу совершает чудеса и знамения! И зрятся эти знамения не очами телесными, — несравненно превосходнейшими их очами душевными— и в душевной клети… Благодарение— сильно Богом всесильным, Которому оно приносится! Благодарение— сильно верою, которая одна, решительно одна, способна восприять и объять неограниченную силу Божию». Именно от благодарения, от славословия «рождается живая вера», от живой же веры рождается «тихое, но могущественное терпение о Христе», а от терпения — «надежда спасения».
Благодарить надо за всё: за труд и покой, за добрую память, вливающую в сердце «чувство сладости райской», за милостивое участие кого-либо в судьбах нашей жизни, за «любовь, ласки, гостеприимство…». Постигнут нас искушения — надо видеть в них Промысл Божий и потому благодарить Бога. «Горе егда вам рекут добре все чело- вецы — это опасно; а потерпеть маленькое поношение весьма спасительно. И потому стараемся предаваться воле Божией с благодарением, а погрешности свои при Всевышней помощи усердствуем по силе исправить». Необходимо благодарить и за немощи наши, которые подчас одолевают нас. — «Некоторый преподобный Отец сказал: «За все слава Богу, — за самые немощи наши; потому что лучше быть грешником и видеть себя таковым, нежели быть по наружности праведником и почитать себя таковым». Эти слова святого отца крайне утешительны для нас немощных и грешных, для нашего времени и племени, могущего похвалиться только немощами своими. Они не подают повода грешить произвольно, но утешают таких, которые при некотором внимании к себе ощущают, что души их находятся в невольном плену у греха». Святое Евангелие учит нас благодарить Бога также за все постигающие нас скорби, ибо ничего не бывает без воли Божией. «Тот, кому послана будет болезнь, должен проводить время в благодарении Богу, в славословии Бога. Благодарением душа содержится в терпении и мире и таким образом усугубляет мзду свою на небеси». «С одра болезни приносите благодарение Богу, как приносил его с кучи гноя покрытый смрадными струпами Иов. Благодарением притуляется лютость болезни. Благодарением приносится болящему духовное утешение! Наставленное и услажденное благодарением сердце обновляется силою живой веры».
К чувству благодарения иногда приходится принуждать себя — само по себе это духовное чувство может и не прийти. «Если сердце ваше не имеет благодарения, — учит Святитель, — то принуждайте себя к благодарению; вместе с ним внидет в душу успокоение. Не подражайте тем, которые, находясь ради Бога и ради надежды наследовать землю обетованную в пустыне, пожелали возвратиться в Египет, и за это отвергнуты Богом».
Святитель предлагает для стяжания и пребывания в благодарении особый духовный рецепт: «Уединяясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует св. Иоанн Лествичник), следующее: «Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем». Так как сущность этого упражнения заключается в сосредоточенном внимании, то телу надо давать спокойное положение… Лучшее положение — лежащего на одре… С тою же целию удобнейшего внимания повелевается заключить ум в слова молитвы, должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут 5 или 10, доколе не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Вы увидите: после трех сказанных таким образом молитв, начнете чувствовать, что успокоение входит в вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом». И иную молитву благодарения преподает Святитель: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, за все, что Ты благоволил послать мне для очищения грехов моих. Буди воля Твоя».
Благодарить Бога подобает ежедневно. «Положите себе за правило, — советует Святитель, — ежедневно благодарить Господа за вашу чашу, т. е. за недуги, за все скорби ваши, за жребий дщерей ваших…». И более того: в течение дня почаще славословить Бога и благодарить. От сего в душу мало-помалу войдет «спокойствие и утешение, которые будут… залогом вечного утешения».
Возблагодарим же Бога, — взывает Святитель, — «избравшего нас в служение Себе, несмотря на то, что мы отребие миру», и мир Божий прольется в наше сердце.
Скурат К.Е. Избранные труды. Святитель Игнатий (Брянчанинов) наставляет. Сергиев Посад 2008
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра