Барабанных дел мастер

logo
Барабанных дел мастер

Вы знаете, что такое дарбука? Скорее всего — нет. Я тоже не знал до тех пор, пока не познакомился с сергиевопосадцем Иваном Ганиным. Оказалось, что дарбука — это старинный ударный музыкальный инструмент, распространённый в странах Востока. Сегодня эти барабаны довольно популярны среди музыкантов, и мой новый знакомый один из немногих российских мастеров, которые умеют их изготавливать.

Резонанс Гельмгольца

На встречу со мной Иван пришёл с инструментом собственного изготовления. «Это далеко не самый удачный вариант, — виновато признался мастер. — Однако все остальные дарбуки я уже раздал, а продемонстрировать вам, как звучит этот инструмент, надо».

Иван садится на стул, кладёт барабан на колено и перебирает пальцами по краю натянутой кожи. Слышится звонкое звучание. Исполнитель ускоряет движение рук, его ладони перемещаются к центру мембраны и вот уже звук барабанной дроби понижается и превращается в глубокий бас. Плафоны на лампах дневного света входят в резонанс и начинают жалобно звенеть. Мощный звук наполняет комнату, ему тесно в ней — я даже подумываю, не открыть ли окно. При этом ловлю себя на том, что начинаю непроизвольно ногой отбивать ритм в такт музыки. Понимаю, что диапазон звучания этого барабана значительно превышают возможности всех других ударных инструментов, которые я слышал до этого.

«За счёт чего достигается такой шикарный звуковой эффект?» — задаю вопрос после того, как мой гость закончил играть на дарбуке. Выясняется, что благодаря своей кубкообразной форме этот небольшой барабан может давать звуки довольно широкого диапазона. Если бить по краю, то получается высокое звучание — чем ближе к центру, тем оно более густое и низкое. Звук от широкой мембраны устремляется в узкое горлышко корпуса барабана и генерируется там особым образом. В физике это называется резонансом Гельмгольца.

Зачем платить больше?

Изготовлением музыкальных инструментов Иван Ганин начал заниматься года три назад. Причём этому ремеслу он отводит в своей жизни лишь третье место. Дело в том, что мой собеседник — обычный московский офисный служащий. В свободное от работы время он играет в сергиевопосадской музыкальной группе под незамысловатым названием «ЯКИ». Именно из его интереса к музицированию и сформировалось увлечение дарбуками.

Всё началось с того, что однажды Иван зашёл в один из московских музыкальных магазинов и заинтересовался выставленным там арабским этническим барабаном с керамическим корпусом. Звучание инструмента ему очень понравилось, а вот цена — нет. Барабан был жутко дорогой, и у Ивана возник вопрос: «А нельзя ли его сделать самому?»

Через какое­то время он нашёл гончара, который изготовил ему на пробу несколько корпусов из обожжённой глины. В Москве наш земляк приобрёл специальную кожу для мембран, после чего начал экспериментировать. В итоге кропотливых изысканий, многочисленных проб и ошибок и на свет появилась первая партия инструментов, которые оказались неплохого качества.

«Свои первые довольно простые дарбуки я предложил нескольким барабанным школам в Москве, — вспоминает музыкант. — В это время в одну из школ приехали какие­то знаменитые мастера по изготовлению барабанов из Турции. Им на глаза попались мои инструменты, они их опробовали и ко всеобщему удивлению очень высоко оценили. Как потом выяснилось,
аутентичность восточных барабанов не является залогом хорошего звучания. Мне неоднократно приходилось играть на дарбуках, изготовленных на их исторической родине, и извлекаемый из них звук, скажу я вам, очень далёк от идеального».

Вне строгих рамок

Дарбука — это традиционный музыкальный инструмент арабского Востока, Турции и Средней Азии. Особенно славятся турецкие и египетские барабаны. Дарбуки бывает трёх основных размеров — небольшой соло­барабан под названием табла, инструмент средних размеров (в Египте его ещё называют сумбати), и большой басовый барабан или дохолла. Они имеют керамический или металлический корпус, а кожу для них используют из козы или яка.

Керамические барабаны в отличие от металлических дают более глубокий и насыщенный звук и ценятся значительно выше. Их в основном используют на больших концертах или в звукозаписывающих студиях, поэтому интересуются ими в первую очередь профессиональные музыканты. Именно такие барабаны и стал изготавливать Иван Ганин. Сегодня на его дарбуках играют такие именитые исполнители как Артём Узунов, Саид Кадыр и Александр Ботвинкин. Это музыканты экстра­класса, дающие концерты по всему миру.

Раньше дарбуки использовались в основном в этнической музыке, однако сегодня музыкальные течения перестали держаться строгих рамок, и такого рода инструменты всё чаще звучат там, где они раньше никогда не применялись. Расширение использования дарбуков подразумевает увеличение их производства, однако людей, умеющих это делать, у нас очень мало.

«Когда я начал изготавливать барабаны, — признаётся мой собеседник, — то с удивлением узнал, что на постсоветском пространстве мастеров, производящих дарбуки, можно пересчитать по пальцам одной руки. Сегодня один из них живёт в Челябинске, второй — в Санкт­Петербурге, ещё по одному есть на Украине и в Белоруссии».

Барабанных дел мастер

Профессиональный секрет

Инструменты, изготавливаемые сергиевопосадским мастером, стоят значительно дешевле заграничных. Если цена турецких керамических дарбуков может достигать тысячи евро, то изделия нашего земляка обойдутся своему владельцу приблизительно в 10 тысяч рублей. Иван не воспринимает своё ремесло как средство заработка. Для него производство барабанов — это оригинальное хобби, в котором он стремится достичь совершенства. Правда, своими профессиональными секретами он пока делиться не спешит. Один из них касается метода натягивания кожи на барабан. В своё время начинающий изготовитель инструментов перепробовал множество способов и, наконец, нашёл один, который ему подошёл. Его он хранит в тайне.

«Наверное, есть в этом некий эгоизм, — признаётся мастер. — Но я затратил столько времени и усилий, чтобы понять, как это лучше всего делать, что теперь хочу немного попользоваться плодами своих изысканий».

У барабанов Ивана разная форма корпуса, а значит и разные оттенки звучания. Многие инструменты он делает не просто так, а под заказ. Как раз на днях в Москве должны забрать барабан, изготовленный с учётом пожеланий заказчика.

В конце нашей встречи задаю своему собеседнику провокационный вопрос по поводу учеников, — ведь каждый состоявшийся профессионал, в конце концов, приходит к мысли, что своим умением необходимо делиться с окружающими.

«Когда я стану совсем седым и умудрённым опытом, вроде тех мастеров Шаолиня, которых показывают в китайских кулачных боевиках, — смеётся музыкант. — Тогда, может быть, я и наберу себе учеников. Сейчас же я об этом не думаю».

Алексей Мичков

Фото предоставлено Иваном Ганиным

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *