А у нас в квартирах свет, газа нет

logo

Грядёт праздник. С несусветной скоростью отмывают Сергиев Посад — прихорашивают, яркими красками-завитками изукрашивают, плиточками дорожки прокладывают, травка-цветочки. Одним словом, для гостей стараются — из сил выбиваются. Долгий путь проделают паломники, прежде чем поклониться русскому святому, хранителю нашего города, Сергию Радонежскому. А путь их будет лежать через Хотьково. В этом городе паломники смогут не только посетить Хотьковский женский монастырь и поклониться мощам святых родителей Преподобного, но и узреть, как местные жители подвизаются в безмятежном, одинаково стоическом, продолжающемся с незапамятных времён житье-бытье.

 

А из нашего окна церковь красная видна

Дом 4а на 1-й Хотьковской улице расположился совсем недалеко от монастыря, всего 200-300 метров. Дорогу перейти — вот уже и монастырская территория. Стоит он здесь уже несколько столетий.

— В доме одна бабушка когда-то жила, — рассказывает местная жительница Валентина. — Она говорила, что находила здесь открытку ещё 19 века. Поэтому здание наверняка построено в то время.

Дом этот двухэтажный: внизу кирпичный, сверху деревянный. Постройка похожа на купеческую. Обычно в таких домах в кирпичной части располагалась торговая лавочка. Возможно, и в этом доме когда-то работал купец: торговал шитьём, снедью, заморскими диковинами или самыми простыми вещицами. А деревянная часть его предназначалась для купеческой семьи, которая коротала субботние вечера с пряничными и крендельными чаепитиями…

Валентина раньше работала мастером-резчиком по дереву — в советское время в доме располагалось предприятие строчевышивальное и костерезное. Потом его закрыли и на другое место определили.

Сейчас дом жилой, и живут здесь семь семей. Коренные жители его — все бывшие работники художественной фабрики. Стоит с тех пор дом на крутом склоне, просторно кругом, зелено. Стоит крепко, и не сломили его столетия.

— Здание строилось давно, поэтому фундамент надёжный, никуда не ползёт, — уверяет Валентина, прожившая в доме более 20 лет.

И удары судьбы ему нипочём — со всем свыкся. И жители его свыклись. Несколько лет назад дом этот отнесли к ветхому фонду. Стало быть, и обитателей его туда тоже отнесли. Каждый год их потчуют новым жильём – всё обещают. А жилья как не было, так и не предвидится.

 

…И у нас в квартирах свет. Газа — нет…

Живут люди потихоньку, и спросу с них мало. За газ не нужно платить, за горячую воду тоже. Это всё бесплатно, то есть по-современному — бонусы. Греют воду кипятильниками, еду готовят на электрических плитках. Зачем им газ, когда есть электричество? А вода горячая?

Благо, в колонке воду не нужно набирать: в коридоре есть кран, общий на всех — в ведро воды набрал и пользуешься в комнатушке своей: умываешься в рукомойнике, там же зубы чистишь, посуду моешь или чайник набираешь. Ванной здесь не предусмотрено. Жители каждую неделю ходят в городскую хотьковскую баню —моются там, парятся. Вот и все удобства.

— Дом этот — просто комнаты и коридор, — вспоминает молодая женщина Екатерина Миронова, бывшая жительница дома 4а. —Когда-то я жила там с ребёнком. Пелёнки, распашонки — таз нагреешь, выйдешь на улицу — стираешь. Как вспомню — вообще!

— Мы по старинке живём, — говорит её бывшая соседка Валентина. — У нас — как это: исторический архитектурный дом. Его сносить нельзя. А мы – живые экспонаты в этом доме.

 

…И стоит уж 10 лет «современный» туалет…

Чтобы сохранить этот исторический памятник, уберечь, так сказать, от посторонних недоумевающих взглядов, местные власти к 700-летию решили обнести часть его высоким забором. Пока поставили колышки для будущей ограды, а листы — докупают, время ещё есть. Никто же не знает, что там за паломники будут: может, среди них иностранные шпионы найдутся! Потом ещё в своих газетах сплетничать в открытую будут! Но если глазом гости увидеть не смогут сию достопримечательность, то носом определённо почувствуют все: как иностранцы, так и наши соотечественники.

Если спускаться вниз от дома по склону, по ступенькам, сделанным из автомобильных шин, то в самом низу можно обнаружить то самое место, куда по нужде и надобности обращается каждый человек. Правда, в этом доме оно экзотическое, наподобие американской горки, только прямое и ровное. Русским языком — к туалету подведён металлический жёлоб-конвейер, по которому ежечасно сверху вниз перемещаются человеческие отходы. В ведро сходил в комнате — и это самое «сходил» прямиком в деревянную будку «эм-жо» направляется. Вот и вся система.

— Это руками нашего мастера сделано, — показывает жёлоб Валентина. — Мужчина здесь есть – рукодельник. А так, это идея ЖКО была, нам этот слив 10 лет назад сделали. Вонизма стоит немыслимая! Мне эта идея сразу не понравилась! А ещё раньше внизу у нас мусорка стояла — это кошмар какой-то был! Машины подъезжали и в неё весь мусор сгружали.

Жители, конечно, и протестовали, и писали везде — своего всё-таки добились. Мусорку убрали, для отходов предоставив баки соседних зданий. А вот с туалетом вопрос так и остался открытым: и на севере, и на юге, и на востоке, и далеко на западе от дома слышится этот угнетающий запах.

 

…Кочегарка греет нас…

Сидеть высоко хорошо, когда ни забот тебе, ни хлопот, и в голове идей-мыслей много-много. И, по-видимому, к этому дому их решили применить все и сразу. Рядом с туалетом стоит кочегарка, которая отапливает всё здание. Углём топят, а иногда, бывало, и деревом согревали дом. Обо всём заботится местное ЖКО. Сами жители к кочегарке не подходят – всё делают нанятые ЖКО рабочие.

— Там алкаши одни работают, — рассказывает Екатерина. – Им привозят пеллеты отопительные, хорошие, а они их распродают. 250 рублей пеллет – конечно, им нормально. Бизнес там свой устроили!

— А вообще, — говорит Валентина, — ЖКО наше оперативно работает: сразу приезжают, меняют, ремонтируют.  В этом плане никаких претензий нет.

Вот такие разные мнения на этот счёт. Так же как и ежемесячный счёт за квартплату. Раньше, когда дом принадлежал фабрике, здесь была общая кухня, где все собирались и готовили. Оплачивало расход электроэнергии в кухне руководство фабрики. А когда дом был передан городу и стал называться муниципальным, кухня, которая объединяла всех жителей, исчезла, и теперь каждый готовит на своей территории — молча, в своей комнате. И что счётчик накручивает, то каждый оплачивает сам за себя.

— За воду мы мало платим, — говорит Валентина. — Там скидки какие-то есть. За свою квартиру в 17 квадратов я плачу тысячу с небольшим. Но за электроэнергию приходится отдавать больше. Потому что зимой, например, обогреватель почти не выключается, вот и выходит за свет где-то полторы тысячи. В общей сумме две с половиной в месяц выходит, — подсчитывает женщина.

 

И лето, и зима жителям нипочём. Живут-выживают.

— Зимуем так вот, с кочегаркой, —делится Валентина. — Как если ветер задует, так всё выдувает. Если обогреватель не включать — то холодно.

С обогревателем-то тепло, но жить небезопасно. Екатерина Миронова рассказывает, что однажды зимой произошло возгорание, от которого чуть не погиб её маленький сын.

— Однажды он у меня чуть не сгорел, — дрожит голос матери. — Обогреватели все навключали, а я на заводе в ночь работала, один обогреватель взорвался и начал гореть. А сынишка спал, нянечка его вытащила.

Задувает ветер во все щели-дыры, и заделывать их, по-видимому, не собираются.

— У меня потолок сыпется. Укрепляли его когда-то шлаком. Со временем потолок сгнил — теперь с него этот шлак и сыпется. Вон дыра — у меня светится небо прямо наверху, можно даже форточку не открывать, — показывает Валентина огромную дыру со стороны улицы.

— Как-то балка на крыше упала, перегородная, — вспоминает Екатерина. — Я заказала кол, пришли, сделали. Сказали — всё нормально, стоять будет. Потом потолок обвалился. Когда приехала комиссия, тринадцать человек их было, сказали тоже — жить можно.

Раз можно, раз высокопоставленные лица сказали, почему бы и не жить? И жизнь бьёт ключом. Весной, например, протекает крыша, особенно с левой стороны дома. И летом ситуация не лучше: дождь прошёл — дом в воде.

— Я залезала наверх, — говорит Валентина, — штопала там, сейчас вот железку положила, чтобы не текло ко мне. В общем, наш дом с улицей не спорит, — смеётся женщина.

 

И на этом весь рассказ

Зато в доме антенна есть, можно телевизор смотреть, наблюдать за жизнью в лучших условиях. А что ещё нужно? Кому скучно в квартире сидеть, взяли, землю раскопали — огород насадили, фрукты-овощи выращивают. У Валентины посадка хоть куда: и картошка, и кабачки, и смородина есть.

— Три шага в длину, пять шагов в ширину, — смеётся женщина, — вот весь мой огород, моя дача.

Стоит дом практически на дороге. Мимо него проносятся автомобили, по ночам жители этого архитектурного ансамбля замечают, насколько зыбка человеческая жизнь. Стёкла ходят ходуном, горшки с подоконников валятся, кровати трясутся…

А вообще на жизнь сильно не жалуются. Кто-то даже и положительное замечает.

— Знаете, что мне здесь нравится, — говорит Валентина, — утром встаёшь — птицы поют, кругом зелено! По-моему, не так уж и плохо. И вообще, надо преодолевать трудности, чтобы в полной мере ощутить жизнь, а когда человек трудности не преодолевает — это уже ненормально.

Вот так же, по-видимому, полагают и наши градоначальники, поэтому и не спешат переселять людей из 4а с 1-й Хотьковской в уютные квартиры. Ведь такие условия, как в этом доме, по-настоящему закаляют людей, готовят к любым обстоятельствам. А вдруг другие времена придут-настанут, когда и крыши над головой не будет… А здесь уже народ, и с холодами и дождями он свыкся… Так сказать, суворовская выправка. А сейчас жителям остаётся только ждать 700-летия и верить, что и на их улице когда-нибудь наступит праздник.

 

Ответ: на фото самодельный сортир начала 21 века!

 

Татьяна Рыбакова

 

Источник: Газета Новое Зеркало



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Натяжные потолки
  подробнее...

[2]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[3]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...

[4]Новости Сергиево-Посадского бизнеса
Бизнес-новости и пресс-релизы компаний, работающих в городе Сергиев Посад и районе. Информационные материалы о производителях, поставщиках товаров и услуг в Сергиево-Посадском районе. подробнее...

[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[6] — Представляем Вам наиболее интересные Достопримечательности Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района.

В этом разделе сайта мы публикуем наиболее интересные достопримечательности, рекомендуемые к посещению туристами и гостями города и района. Это музеи, памятники архитектуры, театры, церкви, храмы и конечно-же жемчужина Сергиева Посада — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. подробнее...

[7]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[8]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...