«Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет»: в Троицкой обители встретили праздник Преполовения

logo

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже слава Тебе».

«Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет»: в Троицкой обители встретили праздник Преполовения

На 25-й день после Пасхи Церковь отмечает Преполовение Пятидесятницы. Это один из древнейших христианских праздников, который означает середину между Воскресением Христовым и Святой Пятидесятницей.

«…Опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, и от этого становится еще сильнее, чтобы завершить то, что ему осталось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведем этот день, который смягчает и умеряет пылкость нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа», — писал святитель Петр Златословесный.

Праздник Преполовения является неким отображением древнеиудейского праздника Кущей. В этот день на Литургии читают евангельское зачало, которое повествует о том, как Христос пришел в Иерусалимский храм в преполовение ветхозаветного праздника Кущей и учил:

«…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:37–39).

Во времена Христа иудеи отмечали праздник Кущей, воспоминание сорокалетнего странствия еврейского народа в Синайской пустыне. По обычаю на восьмой день празднования первосвященник спускался к Силоамскому источнику, набирал там воду, а затем возливал ее на жертвенник в Храме. Это священнодействие символизировало событие, связанное с Моисеем: в пустыне он добыл для народа питьевую воду, ударив жезлом о подножие горы, но также оно прообразовывало пришествие в мир Мессии.

Христос в Своей проповеди показывает, что Он есть тот Мессия и этот обряд есть только предзнаменование действия Духа Святого, который снизойдет по Его Воскрешении.

Каждая человеческая душа, подобно древнему Израилю, странствует по пустыне мира и нуждается в спасительном источнике даров Божиих, которые верующие получают посредством Таинств Церкви.

26 мая, в праздник Преполовения Пятидесятницы, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли уставные богослужения. Литургию в Троицком соборе Лавры возглавил игумен Мануил (Литвинко).

После поздней Литургии братия монастыря в священном сане совершила малый водосвятный молебен.

Справка.

На Литургии пел знаменный хор под управлением иеромонаха Зиновия (Бубякин).

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...