Ах, Красногорский вернисаж

logo

Много лет назад Сергиев Посад называли столицей потешного царства. Потому что кустари, селившиеся вокруг Лавры, промышляли изготовлением игрушек. Тематический музей игрушки и знаменитая загорская матрёшка в середине прошлого века прославили небольшой подмосковный городок на весь мир. Традиционный промысел помог выжить тысячам сергиевопосадцев в лихие 90-е.

Когда на заводах и фабриках месяцами не платили зарплату, многие либо встали к деревообрабатывающему станку и точили заготовки из липы, либо схватились за кисти и краски. При этом лишь единицы имели хотя бы начальное художественное образование: навык росписи нарабатывали годами самостоятельно. И если матрёшкой игрушечника-новичка можно было сначала лишь детей пугать, то через пару месяцев они неплохо продавались на Измайловском вернисаже в Москве, хотя до шедевров прикладного творчества, честно говоря, им было очень далеко.

Со временем в деле изготовления многоместных кукол остались только самые стойкие, не заработавшие аллергии на краски, потали и лаки. Их изделия стали более искусными — штучным товаром. И рынок сбыта стал сужаться, поэтому промысловики сами встали с раскладными столиками на Красногорской площади. Лет пятнадцать восемнадцать назад торговля прямо напротив Лавры напоминала скорее базар: в несколько рядов стояли люди, предлагавшие традиционные и нетрадиционные на вид матрёшки, меховые шап-ки, павловопосадские платки. В начале 2000-х, когда площадь мостили брусчаткой, всех торговцев сдвинули к подножию горы Маковец.

Тогда же для защиты своих интересов “матрёшечники”, как их называют в народе, создали своеобразный профсоюз — некоммерческое партнёрство “Красногорский вернисаж”. По словам его председателя Павла Мхиторяна, отношения с администрацией все эти годы у работников вернисажа складывались по-разному. Какое-то время власти даже взимали фиксированную арендную плату с каждого продавца, потом перестали.

Этот небольшой стихийный рынок вдоль дорожки, ведущей от Лавры к Мемориалу славы, то расширялся, то уменьшался, но костяк его составляют 48 индивидуальных предпринимателей, чей род деятельности — производство и продажа товаров народных промыслов.

Нынешний ассортимент Красногорского вернисажа значительно отличается от того, что был лет 15-20 назад. По словам Павла Мхиторяна, в бизнесе остались те, кто чувствует конъюнктуру рынка, запросы покупателей и готов им соответствовать: “Понимаете, если раньше можно было жить только на одних матрёшках, то теперь приходится расширяться. Вот я, к примеру, занимаюсь часами и всем, что с ними связано. Но занимался и печатью на футболках, специально купив для этого оборудование, и изготовлением шкатулок, брошей, заколок. Особая моя гордость — лаковая миниатюра на маленьких циферблатах. Мастера, которым я доверяю роспись, умеют это делать так тонко, так искусно, что их работами можно только восхищаться. Даже всемирно известный Rolex предлагал мне совместно вести это направление. Но там нужна такая реклама, такие деньги… Я бы не потянул”.

Празднование 700-летия Преподобного Сергия внесло в город много преобразований. В том числе на пути к Лавре был построен лёгкий павильон для продавцов сувениров на 20 мест. Члены некоммерческого партнёрства “Красногорский вернисаж” обратились с просьбой к главе района Сергею Пахомову помочь в переговорах с владельцем павильона — администрацией Троице-Сергиевой лавры по вопросу аренды. На личном приёме Сергей Пахомов пообещал помочь, и Лавра пошла навстречу: в ближайшее время с некоммерческим партнёрством будет заключён типовой договор аренды торговых площадей. Предприниматели сами проведут небольшую перепланировку этой веранды с тем, чтобы там уместились все48 членов партнёрства — уменьшат прилавки и немного расширят проходы, чтобы покупателям было удобнее. А значит, торговля сувенирами на Красногорской площади спустя десятилетия примет цивилизованную форму.

Полина СТРОГАНОВА

Источник: Газета Вперёд


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *