«Любимую вековую брусчатку снова закатали в асфальт», – начинает свой пост активист-эколог Татьяна Курашовой в сообществе «Зелёный Загорск» в Инстаграме. Татьяна написала про участок 1-й Каляевской улицы, которая проходит через парк «Скитские пруды». Впервые за долгое время здесь провели капитальный ремонт дороги.
На днях я шла через парк, который люблю и где часто бываю, и увидела, что всю булыжную мостовую залили асфальтом. Ровная дорога – это замечательно. Наконец, она стало проходимой, до этого булыжная мостовая была в ужасном состоянии. Что меня смутило? Это не просто дорога, это была булыжная мостовая от Лавры до Гефсиманского скита. Не просто дорога, а историческое наследие. Учитывая данный факт, мне кажется, можно было найти более деликатное решение, – Татьяна Курашова, активист-эколог, ведущая блога «Зелёный Загорск»
1-я Каляевская улица идёт от улицы Вифанской до Гефсиманского скита. Длина её около одного километра. На всём протяжении она была замощена булыжником, который местами проступает через старый асфальт. Принадлежит дорога муниципалитету. Участок в 500 метров в этом году передали парку «Скитские пруды».
Кусок около 500 метров, который проходит по территории парка, был не в очень хорошем состоянии. Посетители парка жаловались. Но дорога парку не принадлежала, парк не имел права тратить деньги на её ремонт. В этом году администрация передала нам в хозяйственное ведение этот участок дороги. Мы решили её отремонтировать, – Сергей Климашин, директор парка «Скитские пруды»
Сергей Климашин говорит: что делать с брусчаткой, думали ещё в 2013 году. Но реставрация – слишком затратное дело, да и нет возможности найти настоящие исторические булыжники. К тому же руководство парка в первую очередь заботятся об удобстве посетителей.
По булыжной мостовой трудно кататься на велосипедах и скейтбордах, сложно было молодым мамам с колясками, инвалидам, неудобно бегать спортсменам, – Сергей Климашин
Татьяна Курашова, со своей стороны, предлагает оставить хотя бы часть булыжной мостовой в качестве исторической экспозиции.
Как вариант, можно было бы оставить 5-10 метров булыжной дороги, поставить информационный стенд. Это был бы арт-объект, точка притяжения горожан и туристов. Можно было бы на живом примере детям рассказывать об истории родного города, – Татьяна Курашова
Об исторической ценности булыжника на 1-й Каляевской мы спросили историка, краеведа Константина Филимонова. Вместе с ним вышли к частному сектору за пределами парка, где булыжник можно увидеть во всей красе.
Дорога, по его словам, скорее всего, появилась вместе с Гефсиманским скитом в 1840 годах. Она вела к нему от Александровского тракта, ныне Вифанской улицы. По этой дороге могли проходить императоры Александр III и Николай II, митрополиты Московские и старец Гефсиманского скита Варнава.
Замостили дорогу предположительно в конце XIX – начале XX века, причём, камень использовали дикий.
Крестьяне или мещане брали подряд, собирали камень по руслам рек и в оврагах, привозили заказчику, этим камнем мостилась дорога. Камень здесь мелкий, по всей вероятности, это было недорогое мощение, – Константин Филимонов, историк, краевед
Таким же камнем был замощён в своё время проспект Красной Армии. Жители Посада, как гласят архивы, жаловались на неудобство мелкого и ребристого камня. Жалуются на него и нынешние жители 1-й Каляевской улицы.
Когда дождь, брусчатка скользкая – пешеходы падают. У меня невестка везёт коляску со спящей внучкой, она на этих буераках просыпается. Вопрос больной, давно стоит. Нам обещают, что сделают, когда – неизвестно. В последнее время обещали до холодов отремонтировать, – Местный житель
Люди ходят, спотыкаются. Никому дела нет. С бытовой точки зрения брусчатка неудобна, лучше асфальт, – Местный житель
Асфальт лучше, потому что с нашей погодой под камни попадает вода, замерзает, камни взбучиваются, – Прохожий
По мнению историка Константина Филимонова, больший интерес с точки зрения историчности представляет Красногорская площадь.
С моей точки зрения, интереснее было бы сделать шурф на Красногорской площади в месте, где бы он не мешал транспорту. Шурф показал бы уровни мощения в разное время – там это древнее, – Константин Филимонов
Таким образом, судьба булыжной мостовой остаётся под вопросом. Что делать с историческим камнем, пока неизвестно. Да к тому же его на Каляевской, по словам местных жителей, осталось не больше половины.
Автор: Екатерина Фурсова
Оператор: Евгений Шевченко
Источник: ТВР24
Комментариев к материалу — 1
Добавить комментарий
Подвели дорожные итоги года
Запустили «Читающий транспорт»
Объявлен сбор предложений для объектов благоустройства, которые примут участие в конкурсе проектов создания комфортной городской
В Сергиево-Посадском городском округе началось строительство новой дороги
Началось строительство дороги к микрорайону Конкурсный
Построили бы рядом тротуар , из асфальта, а булыжник, по которому ходили Первые лица государства Российского, в том числе-сохранили бы в Историческом виде…Это же так просто , на самом деле…