Архитектурное своеобразие Пятницкой церкви

logo
Архитектурное своеобразие Пятницкой церкви

В отличие от Введенской церкви, неоднократно подвергавшейся значительным изменениям в ходе пере­стройки и ремонтных работ, Пятницкая церковь, как от­мечает В. Балдин, «сохранила в основном свой первоначальный вид» [1] — если признавать ее одновременно возве­денной с Введенским храмом. Так или иначе, но никаких сведений, которые могли бы рассказать о другой, более древней, Пятницкой церкви, не имеется. Поэтому остановимся подробно на архитектурных особенностях ныне cyществующей Пятницкой церкви, принимая во внимание поздейшие поновления и ремонты.

Пятницкая церковь представляет собой «разительное отличие от первой (Введенской — и.Г.) своим стилем Византико-Русским», пишет Н.М. Снегирев [2]. Здесь нет подклета, и общий план церкви вытянут по оси запад- восток. Церковь разделяется на три отличные друг от друга части: полукруглый алтарь, собственно церковь прямо­угольной формы («корабль») и квадратную трапезу. М. Красовский отмечает, что «если у плана Пятницкой церкви отделить трапезу, то совокупность двух остальных частей будет почти тождественна с планом церкви в селе Беседах» [3] (см. план церкви конца XIX в. — иллюстрация № 20). Алтарь завершается полукуполом, церковь — сомк­нутым сводом, а трапезная — коробовым сводом. Средняя часть храма значительно выше двух остальных частей, приблизительно одинаковых по высоте. [4]

Пятницкая церковь находится в 7 метрах к северу от Введенской, и ее местоположение на местности не впол­не удачно: «к ней устремляются ливневые воды с Красной Горки» [5]. «Низменное и тяжелое здание» [6] Пятницкой церкви венчается одной главой; шатровая колокольня, ко­торая ниже самой церкви, опирается на западную стену трапезы и на два отдельно стоящих рустованных пилона, соединенных между собою и стеною трапезы полукруглы­ми арками»‘. [7]

Благодаря тому, что церковь и трапезная пере­крыты сводами без промежуточных опор, внутреннее пространство храма становится просторным и вместите­льным [8]. «Приземестость» церкви компенсируется шатро­вой колокольней, с одной стороны опирающейся на западную стену трапезной, с другой — на два отдельно стоящих столпа. М. Красовский отмечает, что колокольня «является для нас первым примером в московском зодче­стве устройства связанного с храмом помещения для коло­колов, имеющего форму башни». [9]

Опись 1641 г. упоминает «теплую церковь» Параскевы «Пятницы» «с трапезою», крытую тесом, и с «зделанною колокольницею», на которой — пять колоколов [10]. «Коло- кольница» увенчана высоким каменным шатром со «слуха­ми» для лучшей резонации звука и изящной главкой на тонкой шее [11]. Колокола висели в звонах, обращенных к Троице-Сергиеву монастырю. «Зазвоные колокола висе­ли насвязах, а благовестный колокол был очапным. По всей видимости, этот благовестник был снят с древней Пятницкой церкви, имевшей, судя по описи 1642 г., на­стенную звонницу, и перенесен со всем очапным устройст­вом — веретеном и уключинами — на новую колокольню» [12]. Примечательно, что в «ширинках парапета колокольни имеются 10 штук мелких неполивных, плохо обожженных полуразрушенных изразцов с двуглавыми орлами в круге. По стилю изразцы должны быть отнесены к первой чет­верти — первой половине XVII в… Они вполне могли быть употреблены в конце XVII в. вторично, и могли быть копиями». [13]

Фундамент Пятницкой церкви состоит из валунов-гладышей среднего диаметра 80 см., уложенных в ров и залитых раствором. Глубина заложения не превышает 50 см [14]. Однако эти сведения носят предположительный характер, поскольку во время проведения археологических! исследований на территории храма углубиться ниже фундамента не удалось — этому помешал высокий уровень грунтовых вод. Для выравнивания валунного фундамента по| всему периметру уложены расколотые могильные плиты, плиты красноватого песчаника и плоские гладыши. Сле­дующие два выстилающих ряда представляют собой бело­каменные блоки длиной до 1 м [15]. В отличие от Введенского храма, цоколь Пятницкой церкви невысок, и, как предпо­лагает М. Красовский, «часть цоколя теперь находится ниже поверхности земли, так как культурный слой должен быть здесь довольно толстый». [16]

Полы Пятницкой церкви, как показали натурные ис­следования 70-х годов XX в., представляли собой насухо уложенный «на плашку» «в елочку» большемерный кирпич на песчаном основании. Перепад высот пола между алта­рем и церковью составлял один ряд кирпича». [17]

Стены церкви сложены из кирпича 31-32×16-15×9-10 см. Толщина стен — 4 кирпича, т.е. 126 см [18]. В западной стене устроена лестница и истопницкая, поэтому ее толщина увеличена. Стены разделены четырьмя широкими лопат­ками [19], а углы трапезы усилены широкими, не сильно вы­ступающими лопатками, «базы которых образованы рас­креповками цоколя» [20]. Лопатки заканчиваются вверху двухобломными капительками, образованными раскреповками верхних обломов широкого пояса [21]. На каждой сто­роне церкви, пишет Н.М. Снегирев, «вверху стен по три впадины в виде теремков, назначенные для церковной стенописи; под карнизом вытяжной пояс, составляющий общий архитрав с мелкими теремками в виде ячеек». [22]

Все объемы Пятницкой церкви связаны единой сис­темой железных кованых связей, скованных посредством горячей ковки из двух полос. «Тот факт, что система свя­зей этого типа охватывает всю церковь, включая коло­кольню, является убедительным доказательством одновре­менности всех ее объемов. Проемные связи трапезной па­латы подвешены к своду этой палаты с помощью специаль­ных тяжей, дабы предохранить их от провисания. Этот прием надежно датирует церковь 80-ми — 90-ми годами XVII в.». [23]

В юго-западном углу трапезной палаты в древности находилась печь, которая топилась снаружи, из истопницкой [24] (см. иллюстрации № 24 и№ 25, где хо­рошо видны истопницкая и дымовая труба). Иных сведе­ний о древней системе отопления не имеется, так как устья и внутристенные каналы при реставрации не обследова­лись.

Пояс приподнят под самые пяты венчающих кокош­ников и имеет значительную ширину. Нижняя часть пояса состоит из ряда поребрика и узенькой полосочки; средняя, самая широкая, представляет собой гладкую полосу, укра­шенную рядом стрельчатых кокошников, занимающих всю высоту полосы и превратившихся здесь в исключительно декоративный мотив; верхняя часть пояса образована ря­дом поребрика, над которым идут два упомянутых выше облома — полочка и полувалик. «Пояс на лопатках не прерывается, и кокошники его средней части разбиты совершенно правильно, с таким расчетом, что на каждой лопатке их приходится по два… Выше пояса уступы стен между лопатками превращаются в полукруглые ниши, поля которых заполнены кокошниками такой же формы, как у оконных наличников». [25]

Карнизы трапезы, впрочем, как и на самой церкви практически не сохранились, за исключением только узенького полувалика: вероятнее всего, они просто не были возобновлены во время реконструкции после осады мо­настыря [26]. Как следует из Акта обследования Пятницкой церкви от 11 апреля 1968 г., «первоначальный карниз под шатром был выполнен из трех рядов кладки, два из которых полностью сохранились, а верхний ряд был заменен тремя рядами более поздней кладки без профи­лей» [27]. Между кокошниками килевидной формы в древности находились белокаменные водометы, хвосто­вые части которых сохранились.

Вокруг первоначальной формы купола Пятницкой церкви велись споры, связанные с различной датировкой времени построения храма. Во время проведения рестав­рационных работ 1967 — 69 гг., согласно комплексном) проекту реставрации ансамбля Троице-Сергиевой Лавры, составленному В.И. Балдиным и Н.Д. Недовичем, главка церкви представлялась шлемовидной, а четверик с дополнительными диагональными закомарами [28]. Однако в связи с исследованиями В.В. Кавельмахера по вопросу времени возведения Пятницкой церкви было принято ре­шение о реставрации утраченной луковичной главы. [29]

Особое место в наружном декоре храма занимают бо­гато развитые оконные наличники и кокошники [30]. «Поле стен трапезы оставлено гладким, и это эффектно подчер­кивает богатство форм оконных наличников. По сторонам просветов окон, вероятно, немного растесанных, находят­ся колонки, украшенные базами, капителями и средними перехватами, имеющими форму «дынек». Базы колонок опираются на подоконную тягу, которая по концам раскрепована и украшена подвесками — гирьками; над капите­лями находится карнизик (сандрик), также раскрепованный по концам и увенчанный богатым кокошником. Форма оконных кокошников очень своеобразна и встречается нам впервые; образовалась она, очевидно, из обыкновенного полуциркульного кокошника с острым подвышением, от которого отличается тем, что дуговые части кокошника представляют собою полуокружности, а две равные дуги, описанные из разных центров — как бы две раздвинутые части одной дуги, соединенные в непрерывную линию при помощи подвышения». [31]

В таком же стиле выполнен и вход в церковь с запада, украшенный узорчатым архивольтом, который опирается на чередующиеся импосты и колонки с перехватами в виде «дынек» [32]. Декор окон алтарной апсиды полностью повто­ряет убранство трапезы. Убранство же окон средней части храма несколько отличается: «для их колонок применен другой мотив, очень напоминающий собою «рустованные» колонки средней башни Покровского собора». [33]

Снаружи церковь была окрашена по первому слою по­белки в два цвета: стены — краплаком, наличники — золо­той охрой [34]. По всей видимости, столбы колокольни были раскрашены под кирпич, без подстилающей побелки, с нарисованными швами [35]. В.В. Кавельмахер предполагает что «колокольня как элемент главного фасада была рас крашена особенно пестро». [36]

В целом декор Пятницкой церкви, как считает М. Красовский, «представляет конечную ступень трансформации суздальского мотива. В этом виде он был… ка! ионизирован Москвою и, варьируясь лишь в деталях, при! менялся московскими зодчими для декорации главной части церкви вплоть до XVIII столетия». [37] 

Подводя общий итог своеобразию Пятницкой церкви, Красовский делает вывод, который позволяет понять причину значительного отличия Пятницкой церкви) от Введенской, построенных, возможно, одновременно. В архитектуре Пятницкой церкви объединяются два направления московского зодчества XVI в.: к первому относится «памятники, не имеющие ничего общего с церквами предшествующего столетия», ко второму — церкви, «у которых, при новом складе плана, разрез и внешний вид близки к памятникам церковного зодчества XV в.» [38]. Церк­ви последнего типа строились преимущественно в монастырях, отличавшихся большим консерватизмом: «черное духовенство всегда более упорно придерживается старых… приемов и недолюбливает новшества, находя их легкомысленными» [39]. Поскольку постройка Пятницкой церкви совершалась, в том числе иждивением и мирян, «представителями другого лагеря», то неудивительно, что они хотели видеть в Пятницкой церкви «произведение самобытного искусства, и монашеству пришлось идти на компромисс, не допуская в то же время полного господ­ства новых форм». [40]



Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкой Подворье г. Сергиев Посад. 2007 г.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Балдин В., Загорск, с. 260.

[2] Снегирев H., с. 130.

[3] Красовский М., с. 176.

[4] Красовский М., с. 176; Снегирев Н., с. 131.

[5] Отчет…, с. 26.

[6] Снегирев Н., с. 130.

[7] Красовский М., с. 176; см. так же Балдин В., Загорск, с. 261.

[8] Балдин В. Загорск, с. 261.

[9] Красовский М., с. 176.

[10] Опись ТСМ 1641-1643 гг., л. 610-614. См. Приложение I.

[11] Балдин В., Загорск, с. 261.

[12] Отчет…, с. 33.

[13] Отчет…, с. 34.

[14] Отчет…, с. 26.

[15] Отчет…, с. 27.

[16] Красовский М., с. 178.

[17] Отчет, с. 61.

[18] Отчет, с. 27.

[19] Снегирев Н., с. 130.

[20] Красовский М., с. 177.

[21] Красовский М., с. 178.

[22] Снегирев Н., с. 131.

[23] Отчет, с. 28.

[24] Отчет, с. 34.

[25] Красовский M., с. 179.

[26] Красовский М., с. 178.

[27] Отчет, с. 39.

[28] Отчет, с. 45.

[29] Там же.

[30] Балдин В. Загорск, с. 261.

[31] Красовский М., с. 178.

[32] Красовский М., с. 178; Снегирев Н., с. 131.

[33] Красовский М., с. 178.

[34] Отчет, с. 35.

[35] Там же.

[36] Отчет, с. 63.

[37] Красовский М., с. 179.

[38] Красовский М., с. 190.

[39]Там же.

[40] Красовский M., с. 191.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле. Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада. Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...

[2] — Сегодня, в продолжении темы загородного строительства, мы решили подробнее остановиться на вопросе отделки загородного дома, а именно отделки фасадов зданий виниловым сайдингом. подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...