В отличие от Введенской церкви, неоднократно подвергавшейся значительным изменениям в ходе перестройки и ремонтных работ, Пятницкая церковь, как отмечает В. Балдин, «сохранила в основном свой первоначальный вид» [1] — если признавать ее одновременно возведенной с Введенским храмом. Так или иначе, но никаких сведений, которые могли бы рассказать о другой, более древней, Пятницкой церкви, не имеется. Поэтому остановимся подробно на архитектурных особенностях ныне cyществующей Пятницкой церкви, принимая во внимание поздейшие поновления и ремонты.
Пятницкая церковь представляет собой «разительное отличие от первой (Введенской — и.Г.) своим стилем Византико-Русским», пишет Н.М. Снегирев [2]. Здесь нет подклета, и общий план церкви вытянут по оси запад- восток. Церковь разделяется на три отличные друг от друга части: полукруглый алтарь, собственно церковь прямоугольной формы («корабль») и квадратную трапезу. М. Красовский отмечает, что «если у плана Пятницкой церкви отделить трапезу, то совокупность двух остальных частей будет почти тождественна с планом церкви в селе Беседах» [3] (см. план церкви конца XIX в. — иллюстрация № 20). Алтарь завершается полукуполом, церковь — сомкнутым сводом, а трапезная — коробовым сводом. Средняя часть храма значительно выше двух остальных частей, приблизительно одинаковых по высоте. [4]
Пятницкая церковь находится в 7 метрах к северу от Введенской, и ее местоположение на местности не вполне удачно: «к ней устремляются ливневые воды с Красной Горки» [5]. «Низменное и тяжелое здание» [6] Пятницкой церкви венчается одной главой; шатровая колокольня, которая ниже самой церкви, опирается на западную стену трапезы и на два отдельно стоящих рустованных пилона, соединенных между собою и стеною трапезы полукруглыми арками»‘. [7]
Благодаря тому, что церковь и трапезная перекрыты сводами без промежуточных опор, внутреннее пространство храма становится просторным и вместительным [8]. «Приземестость» церкви компенсируется шатровой колокольней, с одной стороны опирающейся на западную стену трапезной, с другой — на два отдельно стоящих столпа. М. Красовский отмечает, что колокольня «является для нас первым примером в московском зодчестве устройства связанного с храмом помещения для колоколов, имеющего форму башни». [9]
Опись 1641 г. упоминает «теплую церковь» Параскевы «Пятницы» «с трапезою», крытую тесом, и с «зделанною колокольницею», на которой — пять колоколов [10]. «Коло- кольница» увенчана высоким каменным шатром со «слухами» для лучшей резонации звука и изящной главкой на тонкой шее [11]. Колокола висели в звонах, обращенных к Троице-Сергиеву монастырю. «Зазвоные колокола висели насвязах, а благовестный колокол был очапным. По всей видимости, этот благовестник был снят с древней Пятницкой церкви, имевшей, судя по описи 1642 г., настенную звонницу, и перенесен со всем очапным устройством — веретеном и уключинами — на новую колокольню» [12]. Примечательно, что в «ширинках парапета колокольни имеются 10 штук мелких неполивных, плохо обожженных полуразрушенных изразцов с двуглавыми орлами в круге. По стилю изразцы должны быть отнесены к первой четверти — первой половине XVII в… Они вполне могли быть употреблены в конце XVII в. вторично, и могли быть копиями». [13]
Фундамент Пятницкой церкви состоит из валунов-гладышей среднего диаметра 80 см., уложенных в ров и залитых раствором. Глубина заложения не превышает 50 см [14]. Однако эти сведения носят предположительный характер, поскольку во время проведения археологических! исследований на территории храма углубиться ниже фундамента не удалось — этому помешал высокий уровень грунтовых вод. Для выравнивания валунного фундамента по| всему периметру уложены расколотые могильные плиты, плиты красноватого песчаника и плоские гладыши. Следующие два выстилающих ряда представляют собой белокаменные блоки длиной до 1 м [15]. В отличие от Введенского храма, цоколь Пятницкой церкви невысок, и, как предполагает М. Красовский, «часть цоколя теперь находится ниже поверхности земли, так как культурный слой должен быть здесь довольно толстый». [16]
Полы Пятницкой церкви, как показали натурные исследования 70-х годов XX в., представляли собой насухо уложенный «на плашку» «в елочку» большемерный кирпич на песчаном основании. Перепад высот пола между алтарем и церковью составлял один ряд кирпича». [17]
Стены церкви сложены из кирпича 31-32×16-15×9-10 см. Толщина стен — 4 кирпича, т.е. 126 см [18]. В западной стене устроена лестница и истопницкая, поэтому ее толщина увеличена. Стены разделены четырьмя широкими лопатками [19], а углы трапезы усилены широкими, не сильно выступающими лопатками, «базы которых образованы раскреповками цоколя» [20]. Лопатки заканчиваются вверху двухобломными капительками, образованными раскреповками верхних обломов широкого пояса [21]. На каждой стороне церкви, пишет Н.М. Снегирев, «вверху стен по три впадины в виде теремков, назначенные для церковной стенописи; под карнизом вытяжной пояс, составляющий общий архитрав с мелкими теремками в виде ячеек». [22]
Все объемы Пятницкой церкви связаны единой системой железных кованых связей, скованных посредством горячей ковки из двух полос. «Тот факт, что система связей этого типа охватывает всю церковь, включая колокольню, является убедительным доказательством одновременности всех ее объемов. Проемные связи трапезной палаты подвешены к своду этой палаты с помощью специальных тяжей, дабы предохранить их от провисания. Этот прием надежно датирует церковь 80-ми — 90-ми годами XVII в.». [23]
В юго-западном углу трапезной палаты в древности находилась печь, которая топилась снаружи, из истопницкой [24] (см. иллюстрации № 24 и№ 25, где хорошо видны истопницкая и дымовая труба). Иных сведений о древней системе отопления не имеется, так как устья и внутристенные каналы при реставрации не обследовались.
Пояс приподнят под самые пяты венчающих кокошников и имеет значительную ширину. Нижняя часть пояса состоит из ряда поребрика и узенькой полосочки; средняя, самая широкая, представляет собой гладкую полосу, украшенную рядом стрельчатых кокошников, занимающих всю высоту полосы и превратившихся здесь в исключительно декоративный мотив; верхняя часть пояса образована рядом поребрика, над которым идут два упомянутых выше облома — полочка и полувалик. «Пояс на лопатках не прерывается, и кокошники его средней части разбиты совершенно правильно, с таким расчетом, что на каждой лопатке их приходится по два… Выше пояса уступы стен между лопатками превращаются в полукруглые ниши, поля которых заполнены кокошниками такой же формы, как у оконных наличников». [25]
Карнизы трапезы, впрочем, как и на самой церкви практически не сохранились, за исключением только узенького полувалика: вероятнее всего, они просто не были возобновлены во время реконструкции после осады монастыря [26]. Как следует из Акта обследования Пятницкой церкви от 11 апреля 1968 г., «первоначальный карниз под шатром был выполнен из трех рядов кладки, два из которых полностью сохранились, а верхний ряд был заменен тремя рядами более поздней кладки без профилей» [27]. Между кокошниками килевидной формы в древности находились белокаменные водометы, хвостовые части которых сохранились.
Вокруг первоначальной формы купола Пятницкой церкви велись споры, связанные с различной датировкой времени построения храма. Во время проведения реставрационных работ 1967 — 69 гг., согласно комплексном) проекту реставрации ансамбля Троице-Сергиевой Лавры, составленному В.И. Балдиным и Н.Д. Недовичем, главка церкви представлялась шлемовидной, а четверик с дополнительными диагональными закомарами [28]. Однако в связи с исследованиями В.В. Кавельмахера по вопросу времени возведения Пятницкой церкви было принято решение о реставрации утраченной луковичной главы. [29]
Особое место в наружном декоре храма занимают богато развитые оконные наличники и кокошники [30]. «Поле стен трапезы оставлено гладким, и это эффектно подчеркивает богатство форм оконных наличников. По сторонам просветов окон, вероятно, немного растесанных, находятся колонки, украшенные базами, капителями и средними перехватами, имеющими форму «дынек». Базы колонок опираются на подоконную тягу, которая по концам раскрепована и украшена подвесками — гирьками; над капителями находится карнизик (сандрик), также раскрепованный по концам и увенчанный богатым кокошником. Форма оконных кокошников очень своеобразна и встречается нам впервые; образовалась она, очевидно, из обыкновенного полуциркульного кокошника с острым подвышением, от которого отличается тем, что дуговые части кокошника представляют собою полуокружности, а две равные дуги, описанные из разных центров — как бы две раздвинутые части одной дуги, соединенные в непрерывную линию при помощи подвышения». [31]
В таком же стиле выполнен и вход в церковь с запада, украшенный узорчатым архивольтом, который опирается на чередующиеся импосты и колонки с перехватами в виде «дынек» [32]. Декор окон алтарной апсиды полностью повторяет убранство трапезы. Убранство же окон средней части храма несколько отличается: «для их колонок применен другой мотив, очень напоминающий собою «рустованные» колонки средней башни Покровского собора». [33]
Снаружи церковь была окрашена по первому слою побелки в два цвета: стены — краплаком, наличники — золотой охрой [34]. По всей видимости, столбы колокольни были раскрашены под кирпич, без подстилающей побелки, с нарисованными швами [35]. В.В. Кавельмахер предполагает что «колокольня как элемент главного фасада была рас крашена особенно пестро». [36]
В целом декор Пятницкой церкви, как считает М. Красовский, «представляет конечную ступень трансформации суздальского мотива. В этом виде он был… ка! ионизирован Москвою и, варьируясь лишь в деталях, при! менялся московскими зодчими для декорации главной части церкви вплоть до XVIII столетия». [37]
Подводя общий итог своеобразию Пятницкой церкви, Красовский делает вывод, который позволяет понять причину значительного отличия Пятницкой церкви) от Введенской, построенных, возможно, одновременно. В архитектуре Пятницкой церкви объединяются два направления московского зодчества XVI в.: к первому относится «памятники, не имеющие ничего общего с церквами предшествующего столетия», ко второму — церкви, «у которых, при новом складе плана, разрез и внешний вид близки к памятникам церковного зодчества XV в.» [38]. Церкви последнего типа строились преимущественно в монастырях, отличавшихся большим консерватизмом: «черное духовенство всегда более упорно придерживается старых… приемов и недолюбливает новшества, находя их легкомысленными» [39]. Поскольку постройка Пятницкой церкви совершалась, в том числе иждивением и мирян, «представителями другого лагеря», то неудивительно, что они хотели видеть в Пятницкой церкви «произведение самобытного искусства, и монашеству пришлось идти на компромисс, не допуская в то же время полного господства новых форм». [40]
Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкой Подворье г. Сергиев Посад. 2007 г.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Балдин В., Загорск, с. 260.
[2] Снегирев H., с. 130.
[3] Красовский М., с. 176.
[4] Красовский М., с. 176; Снегирев Н., с. 131.
[5] Отчет…, с. 26.
[6] Снегирев Н., с. 130.
[7] Красовский М., с. 176; см. так же Балдин В., Загорск, с. 261.
[8] Балдин В. Загорск, с. 261.
[9] Красовский М., с. 176.
[10] Опись ТСМ 1641-1643 гг., л. 610-614. См. Приложение I.
[11] Балдин В., Загорск, с. 261.
[12] Отчет…, с. 33.
[13] Отчет…, с. 34.
[14] Отчет…, с. 26.
[15] Отчет…, с. 27.
[16] Красовский М., с. 178.
[17] Отчет, с. 61.
[18] Отчет, с. 27.
[19] Снегирев Н., с. 130.
[20] Красовский М., с. 177.
[21] Красовский М., с. 178.
[22] Снегирев Н., с. 131.
[23] Отчет, с. 28.
[24] Отчет, с. 34.
[25] Красовский M., с. 179.
[26] Красовский М., с. 178.
[27] Отчет, с. 39.
[28] Отчет, с. 45.
[29] Там же.
[30] Балдин В. Загорск, с. 261.
[31] Красовский М., с. 178.
[32] Красовский М., с. 178; Снегирев Н., с. 131.
[33] Красовский М., с. 178.
[34] Отчет, с. 35.
[35] Там же.
[36] Отчет, с. 63.
[37] Красовский М., с. 179.
[38] Красовский М., с. 190.
[39]Там же.
[40] Красовский M., с. 191.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле.
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада.
Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...
[2] — Сегодня, в продолжении темы загородного строительства, мы решили подробнее остановиться на вопросе отделки загородного дома, а именно отделки фасадов зданий виниловым сайдингом. подробнее...
[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
Воскресной школе Всехсвятского подворья 10 лет
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в восьмую неделю по Пятидесятнице. Чудесное насыщение пяти тысяч человек
В Мордовии в храме преподобного Сергия Радонежского при женской колонии окрестили детей
Начало правления святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского
40 дней со дня кончины Василия Сергеевича Савенко