Архиепископ Феогност совершил Литургию в Покровском Хотькове монастыре в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

logo
Архиепископ Феогност совершил Литургию в Покровском Хотькове монастыре в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре Божественную литургию совершил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в сослужении духовенства Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Покровской обители.

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«»В начале сотворил Бог небо и землю». Этими словами начинается Книга Бытия. То есть сначала был сотворен духовный мир и только потом – мир материальный. Так толкуют святые отцы первые строки Священного Писания.

Природа человека вмещает в себя и небо, и землю – и духовное, и материальное начала. И все мы задаемся вопросом: что же нам выбрать? Ибо в нас есть небо, и в нас есть земля, в нас есть дух, и в нас есть материя. Здесь, на Земле, человек не отделим и от неба, и от земли, ибо здесь, на Земле, у человека присутствует и небесная, и земная природа. Но в зависимости от того, какой выбор мы делаем, там, в вечности, мы будем принадлежать либо небу, либо земле. Все зависит от того, что мы выберем, что мы возлюбим больше: мир духовный, мир Божественный или мир земной, мир материальный. И наша жизнь есть не что иное, как каждодневный, каждоминутный выбор – выбор между небом и землей.

У Ломоносова есть замечательные строки:

Что нам, забыв Тебя, сей мир любить велит?

Почто нас временность – не вечность веселит?

Преображенные мирскими суетами,

Преображаемся из Ангелов скотами.

Вот такие простые, ясные и одновременно страшные слова.

Но не надо спешить сегодня каждому из нас делать выбор в пользу неба и отказываться от земли, ибо мы не можем отказаться от своей земной природы, пока мы живем в этой природе, и дух живет в этой природе человеческой. И потому-то мы не должны ее ненавидеть, как некоторые еретики: богомилы, катары, альбигойцы и прочие гностики. Они учили так: мир – это зло, материя – это зло, а дух – это благо. И когда дух попадает в оковы материи, то нужно освободить дух от материи. Но Церковь прокляла эти учения, ибо Господь благословил нас жить в этом теле, прославлять небо и землю, любить тот мир, в котором мы живем, но не то зло, которое в мире, любить мир как Божественное творение, ту красоту, которую вложил Господь в мир.

И потому-то всегда мы должны избегать крайностей. Одна крайность – это возлюбить материальный мир и для себя решить, что он есть все и без него нет больше ничего. Но другая крайность – отречься от этого мира и сказать: я уже духовен, а мир – грешный и проклят. Ибо это не так. Истина – она всегда посередине. И Господь нам показал Своей земной жизнью путь хождения – Божий путь – между небом и землей. Так, как мы должны всегда жить, ибо апостол Павел говорит: «Не имам здесь града обительного (т.е. не имеем здесь города, в котором могли бы жить), но взыскуем града грядущего».

Но тем не менее живем мы сегодня здесь, на этой земле, и должны благодарить Бога за это. Но время, которое дал нам Господь, мы должны использовать для того, чтобы подготовиться к вечности.

И сегодня Церковь Православная совершает память Архистратига Божия Михаила и всех честных Небесных Сил бесплотных – тех, кто остались верными Богу. Не тех, кто пошли с сатаною во ад, не тех, кто были низвергнуты с неба в мир материальный. Но прославляет тех, кто остался с Богом, кто остался верным Ему. И мы верим, что предстательством Архистратига Божия Михаила и всех честных Небесных Сил бесплотных Господь поможет нам преодолеть притяжение земного бытия и, благословив его, устремиться к небесному жительству.

Всех поздравляем с праздником и с днем Ангела, ибо сегодня все именинники, ибо у нас у каждого есть Ангел-Хранитель, и у нас есть Небесный Покровитель – и все они сегодня празднуют торжество верных Богу Честных Небесных Сил бесплотных во главе с Архистратигом Божиим Михаилом».

В завершение от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Феогност вручил орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени клирику Покровского Хотькова монастыря протодиакону Николаю Середнему «во внимание к усердным трудам на благо Церкви в связи с 25-летием служения в священном сане и 50-летием со дня рождения».

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Покровский Хотьков Ставропигиальный Женский Монастырь
Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось "Хотково" или... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...