Не было и нет в Сергиево-Посадском районе спортсмена более титулованного, чем мастер спорта международного класса по штанге Александр Сергеевич Айвазян. Вот некоторые его победы: чемпион СССР среди молодёжи 1976 года, чемпион Советского Союза среди взрослых 1976 года, двукратный рекордсмен мира, двукратный рекордсмен СССР, серебряный призёр Кубка СССР 1980 года, бронзовый призёр Кубка СССР 1981 года, чемпион Кубка Дружбы (малый чемпионат мира) в Хельсинки 1981 года, серебряный призёр чемпионата страны 1982 года. К этому можно добавить десятки соревнований высокого уровня, на которых Александр Айвазян уверенно поднимался на лидерское место пьедестала почёта.
Вслед за поваром – в тяжёлую атлетику
По первому образованию Александр Айвазян музыкант-трубач. Служил в оркестре Московского военного суворовского училища, потом остался там на сверхсрочную службу. Как-то узнал, что повар училища ходит заниматься тяжёлой атлетикой. Пошёл туда и он. Когда настало время выступать на соревнованиях, командир училища генерал-майор В.Н. Федотов распорядился: «Отпускать». Дирижёр оркестра В.Г. Старый негодовал: «Завтра же концерт!». Партия трубы «горела», заменяемых музыкантов в оркестре не было — но приказ есть приказ.
Со своим тренером Александром Михайловичем Иноземцевым способный ученик прошёл путь от первого шага к штанге до выполнения норматива мастера спорта по тяжёлой атлетике. И дружил с наставником до последних его дней, не оставил связи с его семьей и сегодня.
После увольнения перед Айвазяном стоял выбор: остаться в Москве, где мастеру спорта сразу давали квартиру, или поехать в неизвестность домой, в Загорск. Выбрал родное второе, и по прибытии стал слесарем на ЗОМЗе. После, по окончании института физкультуры, началась его яркая спортивная карьера.
На кубке СССР. Донецк, 1983 год
Время высоких достижений
Не секрет, что в то время в нашей стране спорт считался не профессиональным, а любительским занятием, поэтому на рабочие должности оформляли даже мастеров международного класса.
По 7-8 месяцев Айвазян проводил на сборах, а в Загорске тренировался по самостоятельно разработанной программе. «Ошибался, конечно, — рассказывает Александр Сергеевич, – но не ошибается тот, кто ничего не делает. Интенсивные тренировки начали приносить результаты».
Вспоминает заслуженный тренер России по тяжелой атлетике А.С. Душко, который не был наставником Айвазяна, но сопровождал его на крупные соревнования: «В Уручье, в Белоруссии, 14 июля 1977 года на Молодёжных играх Александр установил мировой рекорд. Мы с ним билетов на поезд купить не смогли, лето же. С трудом достали авиабилеты, прилетели прямо к соревнованиям, жилья не было, пошли искать частную квартиру. Пустил в дом дедушка, дал диван на двоих. Александр простудился, но вышел на помост и установил мировой рекорд! И картина сразу поменялась: позвонили из Москвы из спорткомитета в Минск, билеты принесли прямо к поезду, ехали в вагоне СВ и там же услышали по «Маяку» имя рекордсмена Айвазяна. А второй мировой рекорд он установил в Днепропетровске на чемпионате СССР в 1982 году».
Награды. Случайных — нет
Кажется, удача заняла постоянное место рядом с силачом. Однако никто не застрахован и от непредвиденных случаев.
Есть у тяжелоатлетов такое выражение – тренер «придержал». Это когда спортсмен готов взять рекордный вес, а тренер перестраховывается, заявляет вес поменьше.
Так было на Кубке СССР в Алма-Ате в 1980 году. Перед этим Айвазян выиграл чемпионат РСФСР в рывке, был в отличной форме. Но его, абсолютного чемпиона, почему-то ни в первую, ни во вторую сборные России не взяли, он уехал домой. И вдруг телеграмма: «Срочно вылетайте в Алма-Ату». Оказалось, спортсмен из второй команды получил травму, требовалась замена. Айвазян выступил, но возник казус: два атлета взяли абсолютно равный вес. По правилам, выигрывает тот, кто весит меньше. Весы показали, что загорчанин тяжелее на 150 граммов, значит, второе место…
В этом результате и сказалась «придержка». Александр уже брал в рывке 155 килограммов, а здесь тренер сборной заявляет в первый подход 142, второй – 150. Александр возразил, попросил на третий подход 155, тренер вроде согласился, но за 20 секунд до выхода Айвазян услышал цифру 152. Анатолий Душко побежал выяснять, однако время истекло и подход не засчитали. Если бы Александр не настоял на 190 килограммах вместо 185 в точке, общий поднятый вес соперников не оказался бы одинаковым. Умышленно или нет поступил тренер, он выяснять не захотел.
В олимпийскую сборную 1980 года Александр не попал, по его мнению, по собственной ошибке, о чём сожалеет до сих пор. Обычно сдержанный, он не стерпел, когда его лишили стипендии от спорткомитета по результатам выступлений 1979 года. При том, что в том году он выиграл чемпионат профсоюзов СССР. Раз так, сказал, не поеду на всесоюзные соревнования за общество «Зенит». Если бы он их выиграл (в этом не сомневался), автоматически по совокупности достижений попадал в олимпийскую сборную СССР. Не взяли, хотя шесть лет он уже был членом сборной, входил в тройку сильнейших атлетов в своём весе. Более того, областные спортчиновники хотели наказать его за «бойкотирование» Олимпиады-80, вплоть до дисквалификации. Самое удивительное в этой истории то, что задним числом всю стипендию вернули!
Никаких высоких гонораров за установленные рекорды он не получал. Тогда их платили (нынешние чемпионы рассмеялись бы) только за победы мирового уровня. Внутрисоюзные достижения были бесплатными. По месту работы и жительства, правда, могли поощрить. Айвазян, двукратный рекордсмен мира, вне очереди (и так бы дали, только позже) получил двухкомнатную квартиру. К тому времени он уже был женат, растил дочь.
Линия жизни — бескорыстие
Его отдача малой родине оказалась неизмеримо большей. По правилам тех лет спортсмен уровня Айвазяна должен был иметь хорошо оснащённую тренировочную базу. Но её в Загорске не было. Благодаря достижениям Александра Сергеевича в городе решили построить бассейн со встроенным залом тяжёлой атлетики. Открытие «Луча» состоялось в 1982 году ко всеобщей радости горожан.
Открытие зала тяжёлой атлетики. А. Айвазян (слева) и директор ЗОМЗа К. Чеко, 1982 год
В 1985 году он оставил большой спорт, потому что вышло малопонятное постановление о запрещении выступлений мастеров-спортсменов старше 23 лет.
Он пришёл на стадион «Луч» и работал здесь тренером. Всё, что наработал упорными самостоятельными тренировками, он старался вложить в своих воспитанников. Однако небольшая зарплата не могла обеспечивать семью уже из двух детей, и он пошёл работать каменщиком на стройку, где платили втрое больше. В начале 1990-х годов трижды выступал на чемпионатах по силовому троеборью среди ветеранов. В первом чемпионате России уверенно занял место лидера, в двух последующих забрал серебро, выполнил норматив мастера спорта по силовому троеборью. Больше не выступал — там, где над помостом кружит коммерция, ему неинтересно.
Чемпион по достижениям и по духу спорт не оставил. Три десятка лет он поддерживает физическую форму, выглядит замечательно, не помнит обид. Участвовал в судействе соревнований различного уровня, последние пятнадцать лет тренирует детей и подростков на общественных началах, не прося ни у кого за это ни копейки. Сожалеет, что в тяжёлую атлетику дети идут неохотно. Очень бы хотел тренировать девочек, они вырастают раньше мальчишек и результаты показывают быстрей.
Семья Александра Айвазяна – яркое тому подтверждение. Он тренировал невесту сына Аню, сын Ярослав выполнил норматив кандидата в мастера спорта по штанге и силовому троеборью. Дочь Ольга тоже кандидат в мастера спорта по силовому троеборью и штанге. А зять Эдуард Большаков — мастер спорта международного класса по силовому троеборью. Не спортивна только жена Александра Айвазяна Любовь, но ей хватает «тренировок» на домашнем ринге, должен же кто-то заботиться об этой уникальной семье тяжелоатлетов.
Валентина БОЛОТОВА
Фото из архива Александра АЙВАЗЯНА
Источник: Сергиевские ведомости