Уживёмся ли с бомжами?

logo

В августе 2016 года после появления публикации в газете “Московский Комсомолец” о намерении открыть социальный приют для бездомных в деревне Голыгино под Сергиевым Посадом, в небольшом СНТ “Заречье”, между дачниками, местными жителями и приютом “Ной” началось противостояние.

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

По словам руководителя сети христианских приютов для бездомных Емилиана Сосинского, от возмущённых предстоящим соседством жителей поступали угрозы перекрыть федеральную трассу в знак протеста и даже подорвать социальный городок, если он откроется. С целью узнать, как будет выглядеть социальный городок, кто находится в нём на данный момент и почему дачники не желают соседства с теми, кому больше негде жить, мы выехали на место будущего приюта.

 

Уживёмся ли с бомжами?

Что такое “Ной”?

На данный момент создано 12 филиалов “домов трудолюбия”, именно так называет их Емилиан. Цель — не просто собрать в одном доме тех, кому негде жить. Главное вернуть людей к жизни. Основные условия пребывания в “доме трудолюбия”: не пить, не принимать наркотики и работать — тунеядцев здесь не любят. Часть зарплаты постояльцы отдают в общий фонд: именно на эти средства содержатся нетрудоспособные жители “Ноя” (инвалиды, старики и женщины с детьми), остальная часть денег остается на руках. Нетрудоспособным тоже находят работу: поделки руками, шитьё, вязание, уход за больными. На содержание приютов и “домов трудолюбия” уходит и спонсорская помощь, пожертвования.

Главный вопрос, который возникает у большинства людей: как решается проблема с алкоголем, поскольку многие именно из-за него попали в приют? Емилиан отвечает, что с алкоголем и наркотиками всё строго: “Мы проверяем алкотестером, и если человек выпил или принял наркотики, его закрывают в комнате до отрезвления, после чего либо он соглашается на реабилитацию, либо уходит от нас”. Личные отношения между мужчинами и женщинами также регламентируются строгими правилами. В каждом приюте отдельные корпуса для разного пола. Находиться мужчинам в сестринском доме запрещено, даже “безопасник” не имеет право войти туда без разрешения. А еще жёсткое правило: никаких отношений без штампа в паспорте.

Жить в “Ное” можно до тех пор, пока это нужно и пока человек согласен на условия. По словам Емилиана, это коренное отличие от реабилитационных центров, после которых люди попадают к нему: им просто некуда больше идти, а за короткое время невозможно что-то изменить.

Первые жильцы заедут в ноябре

По иронии судьбы, собственник, у которого Емилиан Сосинский арендует пансионат — крупная вино-водочная компания “Кристалл”.

Огромная территория бывшего пансионата занимает 5 гектаров. О нашем приезде охранник был предупреждён руководителем приюта, поэтому мы беспрепятственно вошли на территорию. Встретил Юрий, мужчина средних лет. Как и у большинства тех, кто попадает в “Ной”, Юрий честно признаётся, что были проблемы с алкоголем, была хорошая работа и возможность покупать выпивку по выходным с друзьями; потом встречи становились чаще, друзья с работы сменились друзьями с улицы, работу потерял, но пить не переставал, подрабатывал, где придётся. С отцом отношения стали плохие, жить стало негде. Юрию посоветовали обратиться в храм Косьмы и Дамиана в Москве, к Емилиану, он, сказали, человек верующий и помогает таким людям. Емелиан взял его, но с жёстким условием не пить и работать. “Если бы я его не встретил, я бы давно сдох, меня зарезали бы в драке или умер бы от цирроза печени. Сейчас я исправился, женился и благодарен, что жизнь кардинально поменялась”.

На территории пансионата 6 корпусов, один полностью отремонтирован и пригоден для жилья, второй почти готов к сдаче. До конца ноября по плану у бригады сдать ещё два здания. Первые постояльцы должны заехать в середине-конце ноября. В социальном городке, по оценке руководителя “Ноя”, будут жить от 350 до 700 человек, и все они будут считаться гостями Сосинского, говорили на совещании. Работы ещё много: к зиме должны запустить коммуникации. Планируется, что заведут домашних животных.

Юрий рассказывает, что за каждым приютом закреплён батюшка-духовник, он будет приезжать к “ноевцам”, проводить беседы. В Голыгино уже приезжал представитель Троице-Сергиевой лавры. По словам Емилиана, Лавра оказывает большую помощь в ремонте, помогает организовать вопрос с посильной работой для тех, кто поселится в городке.

Часто с проверкой приезжают сотрудники полиции, в приюте уже снимали отпечатки пальцев у тех, кто здесь находится. В других приютах регулярно проверяют обстановку, документы и отмечают тех, кто недавно вышел из тюрьмы.

Что волнует жителей СНТ

На совещании по вопросу размещения социального городка “Ной”, прошедшем 16 октября, жительница СНТ Ольга Слуцкая озвучила вопросы, которые волнуют дачников и жителей Голыгино. Соседство с бездомными, большинство из которых, скорее всего, имеют алкогольную и наркотическую зависимость, пугает само по себе, как факт. Также беспокоит механизм оказания медицинской помощи: “Договоров с медицинскими учреждениями нет, контингент сложный, договора с ЧОПом нет, нас беспокоит пожарная безопасность и соблюдение экологических норм”. На встрече дачники подняли вопрос об отсутствии центральной канализации. Систему канализации, которая была при пансионате, откачивали через день и рассчитана она на 150 человек. Во время работы пансионата жители неоднократно писали жалобы в Роспотребнадзор: посёлок находится ниже по уровню и регулярно страдал от затоплений, отходы стекали в речку прямо по поверхности почвы. Начальник Роспотребнадзора Татьяна Пронина подтвердила, что жалобы жителей действительно были. Как этот вопрос будет решаться с количеством людей в 350-700 человек, неизвестно.

Жители готовы снять все претензии, если приют зарегистрируют как некоммерческую организацию, которая будет соблюдать действующее законодательство, в которую можно прийти с проверкой и привлечь к ответственности. Сейчас ситуация выглядит так: физическое лицо арендовало 5 га земли и заселит туда большое количество бездомных людей, не неся за них никакой ответственности. Физическое лицо — это Емилиан Сосинский, в интервью газете он сказал, что в курсе этого желания жителей и предложения администрации, но делать этого не будет. Причина в том, что как только приют зарегистрируют как НКО, по словам Сосинского, начнутся бесконечные проверки.

Начальники различных управлений, представитель полиции, Общественная палата в большинстве поддержали Ольгу с формулировкой: “Мы “за” социальный приют, он нужен, но в рамках закона”. Ведущий совещания Алексей Вайц, председатель комиссии по миграционной политике и межнациональным, межконфессиональным отношениям Общественной палаты МО, всю собранную информацию и мнения жителей и чиновников Сергиево-Посадского района передаст на собрании по этому вопросу в Общественную палату РФ.

Очевидно, что проблема с бездомными людьми остро стоит не только в Московской области, а в России в целом. Не все так называемые бомжи — алкоголики и наркоманы. Брошенные старики, которых выгоняют родственники, женщины, попавшие в безвыходные ситуации, и те, кто запутался в жизни, тоже попадают в приют “Ной”. Для этого приюта никогда не будет “идеального” места, разве что в непроходимом лесу, который находится за десятки километров от “нормальных” людей. В противном случае всегда будут возмущение, недовольство и требование “делайте, где угодно, но подальше от нас”. Возникает вопрос: готовы ли мы терпеть соседство бездомных людей рядом с нами, попытаться помочь им и привлечь власти к этой проблеме или нужно запретить им жить рядом с нами. Но тогда где им жить?

Евгения Кинтушева
Фото Сергея Семенькова

 

Комментарии

Уживёмся ли с бомжами?
Татьяна Пронина, начальник Роспотребнадзора (на совещании по вопросу размещения социального городка “Ной”)

— Бывшая территория и корпуса использовались как пионерский лагерь, затем как база отдыха. Очистных сооружений там нет. Если даже сюда заедет 100 человек, не понятно, как будет решаться вопрос с канализацией. Проблема и с питьевой водой: есть скважина, она подземная, в каком состоянии она сейчас, мы не можем сказать, так как специалиста Роспотребнадзора месяц назад не пустили на территорию даже с консультативной помощью. Добыча подземной воды лицензируется, люди уже там живут, где они берут воду? Если общественная организация собирается заниматься социальной деятельностью, она должна уведомить органы надзора, указав вид деятельности и что открываются они в соответствии с действующими санитарными нормами. Нормируется количество унитазов, душевых, койко-мест, организация питания, а к этому разный подход, если живут дети, старики, инвалиды. Необходимо большое количество нормативных документов, это затратно, сложно и требует кропотливого труда. Большое количество людей будет собрано в одном месте, все асоциальные, возможно, больные, носители туберкулеза, гепатита, СПИДа. Медицинское обслуживание должно быть устроено таким образом, чтобы заболевшие не подвергли опасности других.

 

Уживёмся ли с бомжами?
Роман Соловьёв, заместитель начальника Управления социальной защиты населения (в ходе совещания по вопросу размещения социального городка “Ной”):

— Граждане, попавшие в трудные ситуации, не остаются без внимания, нами оказывается помощь. В Московской области существуют центры временного размещения, оказывается помощь по восстановлению документов и дальнейшего устройства человека в зависимости от его желания. Острой ситуации на территории района с бездомными у нас нет. Учреждения здравоохранения идут в этих вопросах навстречу. Нас тревожит законная составляющая. На территории РФ действует 442-ФЗ о социальном обслуживании граждан РФ. То, что декларирует эта общественная организация, попадает под этот закон. Физическое лицо требование этого закона выполнять не может. Из ответа господина Сосинского: “Это всё мои гости, они на моей территории”. Но нам становится тревожно за тех, кто будет находиться в этом приюте. Как можно размещать на одной территории детей, инвалидов, больных ВИЧ и другими заболеваниями? Мы поддержим начинания приюта, но если оформлен он будет в рамках закона РФ.

 

Уживёмся ли с бомжами?
Сергей Сычёв, руководитель администрации сельского поселения Лозовское:

— Я полностью на стороне жителей и против открытия приюта для бездомных. Человек как частное лицо решил открыть приют, но ответственности за тех, кто будет в нём жить, он не несёт, называя их своими гостями. На территории поселения Лозовское 30 населённых пунктов, 93 СНТ и ДНТ, мы обеспокоены за жителей, опасаемся, что будут грабежи. На 17,5 тысячах гектаров работает один участковый. В Голыгино уже приезжают бездомные люди в поисках приюта “Ной”, хотя официально он не открыт.

 

Источник: Газета Вперёд

Сохранить

Сохранить



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Управление Федеральной Службы по Надзору в Сфере Защиты Прав Потребителей и Благополучия Человека по Московской области Территориальный отдел в г. Ивантеевка, Пушкинском, Сергиево-Посадском районах.
Адрес: Хотьковский пр-д, 18
Телефон: +7 (496) 540-22-25
Часы работы: Пн-чт: с 9.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00; пт: 9.00 до 15.30 подробнее...

[2] — Общественная палата Сергиево-Посадского муниципального района по Московской области. Прием претензий, жалоб от населения Сергиево-Посадского района по вопросам: ЖКХ, градостроительства, культуре и прочим вопросам. подробнее...

[3]Сельское поселение Лозовское
Посёлок Лоза находится на северо-востоке Подмосковья на удалении в пятьдесят два километра от Москвы. Посёлок стоит среди более мелких населённых пунктов. Ближайшие к посёлку населённые... подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...