И, наконец, и то, что говорит девятая заповедь: не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. Если вы будете помнить это, то мы надеемся, что вы станете бояться лжи и клеветы, как грехов, противных Богу, и будете, отвергнув ложь, говорить истину, каждый ближнему своему (Еф. 4:25). Аминь.
Мы, братие, часто говорили с вами о грехе осуждения, но приходится говорить и еще. Ибо едва ли есть между нами грех, распространенный более сего и почитаемый, однако ж, неважным. Видим у брата сучек – сейчас же и указываем на него, не думая, что грешим в этом случае, как будто так и должно быть. На самом же деле не должно так быть. Если за всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный; то тем паче ответят, да еще и в сей жизни лишатся благоволения Божия за слово осуждения.
Жили в одном монастыре два монаха, «велики житием», как говорит сказание, и ради этого сподобившиеся видеть один на другом ежедневный, особенный отблеск благодати и славы Божией. Но вот некогда один из них вышел для каких-то надобностей за ворота монастырские в пятницу, рано утром, и увидал человека, вкушающего пищу. Что бы, казалось, ему было дела до согрешающего? Но нет, не утерпел монах и осудил. «Ну можно ли, – сказал, – в пятницу тебе так рано есть?» На другой день, возвратившись в монастырь, он встретился со своим сподвижником. Тот взглянул на него и, к удивлению своему, заметил, что уже чудного отпечатка славы Божией на нем не было. Как искренно любивший своего друга, он сильно восскорбел о нем и спросил: «Что-нибудь да ты сделал худое? благодати Божией я не вижу на тебе!» Осудивший отвечал: «Ни делом, ни помышлением не нахожу себя согрешившим». «Так, – отвечал друг. – Но не согрешил ли словом?» Тут осудивший вспомнил свою встречу с рано евшим в пяток и сказал: «Да, я вчера рано евшего осудил: помолись обо мне, чтобы Бог простил меня». И оба наложили на себя пост. Прошло после сего две недели, и молитва и пост спасли осудившего. Благодать Божия снова сошла на него, и оба утешились и прославили Бога. «Темже, братие, – заключает сказание, – не осуждайте никогоже, но о своих попечемся согрешениях».
Видите, братие, что и святые осуждались Богом за грех осуждения, хотя им, по-видимому, судить согрешающих было простительнее нас; ибо они сами были святы и каждый грех им поэтому особенно должен был противным казаться. А мы, каковы сами-то! – Осуждая других, хотя сами великие грешники, мы, конечно, подвергаемся и большему осуждению. О, Господи, положи хранение устам нашим! Аминь.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
Мысли на каждый день года. 15 января
Личная свобода в том, чтобы свободно подчинить себя воле Божией
Торжественное богослужение в Покровском Хотькове монастыре в день празднования памяти преподобных Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев
Пролог в поучениях. Ошибочные наши мнения о людях высокопоставленных
Пролог в поучениях. Не должно на исповеди скрывать грехов