Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Великий Понедельник

logo

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!



Дорогие братия и сестры! Последняя седмица перед Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения и называется седмицей «Страстной» и «Великой». «Великою же называем эту седмицу, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не потому, что дни ее длиннее или число их больше, но потому, что в продолжение ее совершены Господом нашим великие и неизреченные благодеяния. В эту седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены его орудия, Бог примирился с человеком, небо сделалось для них доступным; люди соединились с ангелами… удалена преграда, и Бог мира примирил небесное и земное». [1]

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Великий Понедельник

Кроме того, каждый день Великой седмицы с древнейших времен посвящен Церковью особым воспоминаниям. Созерцая уничижение и славу Сына Божия в ветхозаветных прообразах, в Великий Понедельник Церковь вспоминает целомудренного Иосифа. «Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплемеников — иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров — гроб и, восстав из него собственной силой, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествуя над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своей живоносной плотью».

Созерцая невинные страдания Иисуса Христа в прообразах Ветхого Завета, Святая Церковь приводит нам на память евангельское повествование о бесплодной смоковнице, которая, по слову Господа, иссохла. Когда Христос Спаситель со Своими учениками возвращался из Вифании в Иерусалим, то по дороге Он взалкал. Увидев смоковницу, Господь подошел к ней и, не найдя на ней ничего, кроме листьев, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». [2]

Вот, братия и сестры, какова сила божественного глагола! Во все время Своего земного служения Спаситель только учил, прощал, исцелял и воскрешал, а теперь, под конец служения, изрекает проклятие. Но почему и для чего Господь подвергает такой участи бездушное творение, которое не способно чувствовать ни наказания, ни милости? Господь не мог проклясть смоковницу только за то, что Он почувствовал голод и не обрел на ней плода. Из Евангелия нам известно, что перед выступлением Своим на общественное служение Господь Иисус Христос провел сорок дней и ночей в посте и молитве и, несмотря на голод, Он с негодованием отверг предложение искусителя обратить камни в хлеб.

Смоковница была проклята Господом, братия и сестры, не в отмщение за свое бесплодие, а для того чтобы показать высокую цель, предназначение Сына Божия — спасение рода человеческого. Это было одно из тех символических действий, которым Спаситель иногда, вместо слов, выражал высокие истины Своего учения. Проклятие смоковницы показывает нам, что как есть время милости и долготерпения, так есть и время суда и наказания.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, «поскольку Господь всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать опыт Своего правосудия и отмщения, чтобы ученики и иудеи знали, что Он хотя бы мог иссушить, подобно смоковнице, Своих распинателей, однако ж добровольно предает Себя на распятие, то Он и не хотел показать это над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением». [3]

Эта смоковница была образом народа иудейского, и проклятие ее — образ отвержения иудеев. Она имела листья и такой вид, будто на ней были плоды (и народ иудейский соблюдал внешнюю религиозность, держался обрядов и преданий), но плодов на смоковнице не было, не было плодов веры и религиозности у народа иудейского; и та, и другой отвергнуты Богом. Господь, проклятием смоковницы изображая судьбу иудейского народа, восхотел знаменательным действием показать Свой будущий Суд над нераскаянными грешниками, дабы вразумить нас. Иссохшей смоковнице уподобляется и всякая душа, не приносящая духовных плодов, ибо кто не имеет добрых дел, освященных верой и молитвой, того не защитят от осуждения внешние проявления, ибо недостаточно для спасения только быть крещеным и именоваться христианином, а надо быть таковым на самом деле, по жизни.

«Покайтесь и принесите плоды покаяния», — призывал святой Иоанн Креститель. Вот об этом — о плодах покаяния и спросит у нас Господь на Страшном Суде. Каковы эти плоды? Это дела милосердия и сострадания, дела христианской любви, а именно: посетить больного, заключенного, накормить голодного и напоить жаждущего, одеть нагого, приютить странника, наставить человека на путь истины и спасения, иметь мир между собой, смиренно и терпеливо нести свой жизненный крест.

Кроме повествования о бесплодной смоковнице, Святая Церковь назидает нас в утреннем Евангелии еще и притчей о неправедных виноградарях, сказанной Спасителем в этот день. [4] В этой притче, изображающей самым непосредственным образом иудеев, избивавших прежде пророков и с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого, нельзя не видеть страшного порицания и для христиан, нарушающих заповеди Божий и тем самым продолжающих как бы распинать Самого Спасителя своими грехами.

В евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает нам о судьбе иудейского народа и о кончине мира, как все это было предсказано Иисусом Христосом. [5] Изображением великих бедствий и кончины века верующие призываются к молитве и духовному бдению, чтобы всегда быть готовыми с чистой душой встретить грядущего Христа; призываются к великодушию и терпению и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и о прекращении бедствий ради избранных.

Дорогие братия и сестры! Чтобы нам не уподобиться бесплодной смоковнице и не подвергнуть свою жизнь вечной опасности, чтобы нам избавиться от вечных мучений и получить оправдание на праведном Суде Божием, мы должны украшать свою жизнь добрыми делами. Будьте верными чадами Святой Церкви Православной, свято храните ее заветы и уставы, постоянно посещайте святой храм Господень и воспитывайте в нем свою душу для вечной жизни, усердно молитесь Господу, постоянно читайте слово Божие и воплощайте его в своей жизни, никого не осуждайте, молитесь друг за друга, терпеливо несите немощи друг друга, прощайте друг другу, и Бог мира, Господь наш Иисус Христос, пострадавший за нас, всегда будет с нами, и во второе и славное пришествие Свое Он не откажется от нас, но удостоит нас Своего приглашения: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» [6]



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Т. 1. М., 1993. Беседа 30. С. 312.

[2] Мф. 21, 19.

[3] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование… Т. 2. С. 682.

[4] См.: Мф. 21, 33-43.

[5] Мф. 24, 3-35.

[6] Мф. 25, 34.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *