Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

logo
21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

Почему знаменитый русский промысел переживает не самые лучшие времена?

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

Абрамцево-кудринская резьба — из тех вещей, в окружении которых живёшь, не замечая их ценности. И исчезают они незаметно: кажется, что и не было всех этих резных шкатулок, сказочных комодов, полочек с совами, тёмных орнаментов и прочих несовременных вещей.

Самый близкий нам — хотя бы в силу расположения — народный промысел переживает не лучшие времена: мастеров меньше, стандарты размываются, массового спроса на предметы нет, как нет и массового производства. А ещё недавно абрамцево-кудринская резьба ценилась настолько, что лучшие её образцы не выпускали за пределы страны. «Дело было незадолго до Перестройки, — вспомнила в разговоре с нами одна из хотьковских резчиц. — Я однажды сделала резные шахматы для итальянского заказчика, так мне пришлось оформлять их через комиссионный магазин и таможню, чтобы те выписали подтверждение, что их купит тот самый заказчик, и никто другой».

Этот стиль искусственный: чуть больше столетия назад его сконструировали художники знаменитых абрамцевских мастерских. Но ценность его в том, что именно он обобщил и перевёл на простой, понятный каждому язык многоликое наследие резчиков прошлого.

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

Как жил промысел

Принято считать, что народный промысел состоит из двух слагаемых — школы, где получают навыки, и производства, где эти навыки применяют. В случае с кудринской резьбой такая связка работала отлично: абрамцевское училище каждый год выпускало студентов, и многие сразу устраивались на фабрику, что находилась в соседнем корпусе.

Есть и другое мнение: именно массовое производство с его конвейером и планом вредит самому духу промысла. Нечто похожее происходило и на хотьковской фабрике — поставленные на поток фигурки, полочки, мебель уступали в изяществе и проработке деталей лучшим классическим образцам.

Тем не менее фабрика позволяла промыслу сохраняться. За соблюдением стандартов следил НИИ художественной промышленности, каждый новый образец изучали и утверждали искусствоведы.

На хотьковской фабрике того времени существовали, говоря образно, две линии производства — серийная, где мастера трудились в цехах, и вторая линия — единичная, авторская. Это были подлинные художники, которые часто работали дома, в собственных мастерских. Они не разменивались на мелочи, и их творения соответствовали всем представлениям о том, какой должна быть резьба. Работы мастеров покупало государство, чтобы потом дарить как сувениры высокопоставленным особам, а наиболее значимые предметы отправлялись на всесоюзные и международные выставки.

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

Девяностые: рейдеры, автоматчики и плохая липа

В конце восьмидесятых фабрика перешла на хозрасчёт, полностью лишившись государственной поддержки. В те же годы резко уменьшился спрос, да и липа, исходный материал, пошла, говорят резчики, совсем никудышная.

В таком режиме фабрика продержалась несколько лет, и в декабре, за день-два до нового 1995 года, закрылась. Выключили отопление, электричество, и предприятие перестало существовать.

«Лучшие годы — семидесятые. Представляете, были времена, когда у нас работало пятьсот человек» — вспоминает одна из бывших сотрудниц Елена Смирнова. В последующие годы корпусами завладели другие люди, затем пришли арендаторы. Выпускали самую разную продукцию, от пластиковых окон до оправ для очков.

Тогда, в девяностые, их было 250 резчиков, выкупивших предприятие у государства за свои деньги. Что произошло потом, Елена Смирнова называет «конкретной подтасовкой» и «фактически рейдерским захватом» и вспоминает, как на первую встречу акционеров приезжали «парнишки с автоматами».

«Мы все сегодня имеем ноль целых тридцать шесть тысячных процентов акций. Теперь мы никто. Мы до сих пор хозяева только на бумажке».

Елена Смирнова и её бывшие коллеги, как акционеры, пытаются восстановить предприятие, пишут письма в прокуратуру, президенту и в Общероссийский народный фронт. Все эти годы государство пытается разобраться в запутанной истории — несправедливой, по мнению бывших работников, но точка так и не поставлена.

Сам себе стандарт

И даже если они добьются правды, восстановить производство будет тяжело. «Мастеров нет. Резчиков отыскать ещё можно, а вот столяров сложнее, потому что такие сложные шкатулки не каждый столяр сделает», — говорит Смирнова.

В последние годы жизни фабрики «поплыли» стандарты, которые раньше худо-бедно, но позволяли промыслу оставаться промыслом. «Понравилась работа директору — а давайте сделаем! Чего бы и нет?!», — вот так работали тогда.

Неудивительно, что главным центром, где сохраняют традиции резьбы, стал музей «Абрамцево» — тот самый, где родился промысел. Не так давно музей представил выставку, собравшую работы самых известных современных и ушедших мастеров.

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

Это было не прощание с резьбой, как можно подумать. «Мы хотели показать работы преемников, продемонстрировав и современные традиции, и то, что существовало до шестидесятых, когда артели объединились в фабрику», — говорит заведующая отделом художественных ремёсел музея Александра Грушко.

«Шестидесятые годы в мебельном производстве — время минимализма», — поясняет Александра Анатольевна. Поменялась мода, пришли гладкие поверхности без деталей, и это не могло не сказаться и на резьбе.

Резьба изменилась ещё и потому, что изначально давала мастеру пространство для творчества, считает А. Грушко. Как один из ярких примеров она приводит творчество Николая Николаевича Симанкина. Хотьковский резчик старой школы успешно работает с православной церковью, и сегодня в разных городах России в храмах можно видеть мощевики и киоты, украшенные традиционными хотьковскими орнаментами.

Немодный товар

Собирая материал, мы услышали разные мнения о качестве подготовки современных резчиков в абрамцевском колледже — в том числе и о том, насколько выпускники в состоянии продолжить традиции абрамцево-кудринской резьбы. Не всё так ладно, говорили нам.

Мы не искусствоведы и не берёмся судить, правы ли наши собеседники. Нас интересует другое — насколько сами ребята готовы работать с резьбой? Повторят ли они на практике то, что им передают преподаватели?

Директор колледжа Евгений Леонов рассказал, что кудринская резьба включена в цикл обучения наряду с другими видами резьбы и занимает в общей сложности около года. Некоторые студенты делают на её основе дипломные работы — чаще всего блюда.

А вот дальше начинаются проблемы. «Государству этот промысел неинтересен, — признаёт директор колледжа. — Программ по поддержке промысла нет, меценатов тоже не сыщешь».

Да и на местах применять знания, похоже, никто не спешит. Дерево — немодный товар, пояснил собеседник: делается долго и в «век одноразовости» оказывается дорогим удовольствием.

У других

Как государство и общество поддерживают большие и маленькие местные художественные промыслы

Дымковская игрушка — при кировском отделении Союза художников работает коллектив мастериц, художественный совет следит за чистотой жанра; с помощью гранта администрации города открыт музей.

Мезенская роспись утвари — утрачена, но возрождена в 1960-х годах; в Архангельске и Северодвинске действуют небольшие частные предприятия.

Палехская лаковая миниатюра — работает областное бюджетное учреждение «Государственный музей Палехского искусства»; фабрики и художники объединены в содружество.

Филимоновская игрушка — при поддержке администрации Тульской области, Одоевского района и местного бизнеса открыт музей, проводится фестиваль.

Торжокское золотное шитьё — фабрика «Торжокские золотошвеи» работает в том числе по заказам РПЦ и армии, расшивая облачения и знаки отличия.

 

Источник: Газета Вперёд

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»

21 Mar 2017/Абрамцевская резьба в «век одноразовости»



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Администрация городского поселения Сергиев Посад. Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 169; Сайт: sergiev-posad.net; Телефон: +7 (496) 551-33-02. подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — Сергиево-Посадская городская прокуратура
Поднадзорная территория: город Сергиев Посад и Сергиево-Посадский район.
Адрес: проспект Красной Армии, 136, 2 этаж
Сайт: mosoblproc.ru
Телефон: +7 (496) 547-09-90
Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00, Сб-Вс выходной
Эл. почта: s-posad@mosoblproc.ru подробнее...

[4]Новости Сергиево-Посадского бизнеса
Бизнес-новости и пресс-релизы компаний, работающих в городе Сергиев Посад и районе. Информационные материалы о производителях, поставщиках товаров и услуг в Сергиево-Посадском районе. подробнее...

[5]Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление). подробнее...

[6]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...